Статистика оправдательных приговоров в Украине ничтожна - не более 0,2%. Александру Осецкому из Житомирской области повезло оказаться в их числе. Но для этого понадобились годы страданий под гнетом несправедливого обвинения, бесконечные месяцы тюрьмы, надежды и разочарования в справедливости. И даже… вмешательство мистических сил.
Явку выбивали с кровью
Сашу забрали 6 января 2009 года. После рабочей смены он гостил у родителей в селе Фасова. А потом собирался домой - к любимой Марине, чтобы вместе встретить Рождество.
- Милиционеры вломились к нам в половине второго дня, - вспоминает мама Елена Осецкая. - Меня заперли в комнате. Отца - в летней кухне. Перерыли весь дом, выгребая Сашины вещи. Все бурые пятна искали, дескать, кровь, кровь… Объяснение было чудовищным - Александра заподозрили в убийстве бывшей жены Ольги Нижник из Новой Боровой. Молодую женщину нашли рано утром того же дня с 41 ножевым ранением на теле. В залитой кровью комнате многое указывало на следы борьбы. Но букет цветов на столе, недопитая бутылка вина, два бокала, окурки в пепельнице остались нетронутыми. Убийца рассчитывал сжечь дом, бросив под кресло горящую бумагу. Однако пожар не разошелся, все следы преступника остались целы.
Только местные сыщики не утруждали себя изысками криминалистики. Ухватившись за версию, выдвинутую отцом Ольги, они потащили Александра в райотдел, чтобы провести следствие давно испытанными методами. Сашу били и пытали так, что его крики разносились по всей округе. Милиционеров это ничуть не смущало. Они даже постороннего человека позвали в кабинет, чтобы вымыл пол от крови (такие свидетельские показания позже прозвучат в суде. - Ред.). Итогом издевательств стала явка с повинной, которую Саша писал дрожащей от боли и страха рукой.
- Родители Ольги говорили, что я ее убил, чтобы домом завладеть. Но это неправда, из-за дома мы с ней никогда не спорили. После развода мирно жили - это все соседи знают и в суде так показывали, - говорит Александр.
|
А факты им неинтересны
В браке Саша с Ольгой прожили всего полтора года. В селе по поводу этой свадьбы разное рассказывают. Что обманула молодая бухгалтерша скромного парня, сказав, что беременна, что другого на самом деле любила - женатого, а замуж захотела всем назло. Только Саша про бывшую супругу слова худого не сказал.
- Не сошлись характерами, я подал на развод, - это все, чем поделился он с "Комсомолкой".
А характеры и правда были разные. Он тихий, работящий, любит покой и семейный уют. У Ольги жизнь должна была бить ключом - компании, праздники, хорошие вещи. На дом, в котором поселились молодые, сбросились обе семьи. Не богатая вышла усадьба, но и не убогая. После развода бывшие супруги делить дом не спешили - не было необходимости. Ольга осталась жить одна, а Саша со временем перебрался к ее приятельнице Маринке. Ревности в отношениях между женщинами не было, да и зачем? У Ольги появились новые кавалеры, на отсутствие личной жизни не жаловалась.
Поздно вечером 5 января 2009-го Осецкий разговаривал с Мариной около часа - дежурил охранником на ночной смене. Только потом он узнал, что именно в это время и убивали Ольгу. Но распечатку телефонных разговоров следователь не захотел затребовать. И вообще ничего не захотел - есть явка с повинной, вот и славно. А факты, что ни одно из "бурых пятен", которые всегда найдутся на одежде сельского жителя, не было следами человеческой крови, что в комнате у Ольги отпечатков пальцев Осецкого не нашли, что следы кожи, которые остались под ногтями у покойной после борьбы с убийцей, не совпадали с Сашиной ДНК, никому не были интересны. Прокуратуру тоже все устраивало. Дело подшили и направили в Апелляционный суд Житомирской области.
|
Вы нам суд, а мы вам - апелляцию
Судьи на процессе тоже не особо умничали: 15 лет, и скажи спасибо, что не пожизненное. А что били и мучили, так это выдумки. Вот же она - явочка!
- Сидя в СИЗО, куда я только не писал - и в Генпрокуратуру, и президенту, - вспоминает Саша. - Но это было как в яму бросать - все жалобы возвращались в область или район. И все-таки я верил… И правда, не все так запущено. Верховный суд удовлетворил апелляцию Осецкого. Дело направили на новое рассмотрение в Володарск-Волынский районный суд, там его пару месяцев мурыжили и передали в Красноармейский район.
- Говорят, что судьи все плохие, а это не так, - делится с нами Елена Осецкая. - Там по справедливости рассматривали - и обвинение слушали, и нас, и свидетелей. И распечатки телефонных разговоров учли - когда сын с Маринкой разговаривал. Дело отправили на доследование, а Сашу на подписку выпустили.
Только прокурорских тоже голыми руками не возьмешь - апелляцию состряпали, и дело в Житомирском районном суде оказалось, Осецкий - снова в СИЗО. Через пару месяцев опять приговор: на этот раз 13 лет.
- Когда я вступила в это дело, просто диву далась, как вели следствие, - говорит адвокат Валентина Волынец. - Ничего не проверяли, никаких доказательств. Даже в явке с повинной по почерку видно: писал человек в сильном душевном волнении.
Удивительно, но переломный момент в этом, казалось бы, безнадежном деле наступил, когда в Нижнюю Боровую поздней осенью 2013 года приехали… экстрасенсы вместе со съемочной группой СТБ.
|
Полностью оправдан
- Я своего сына защищала, за любую соломинку готова была ухватиться, - рассказывает Елена Осецкая. - Когда съемочная группа работала в Новой Боровой, на меня же люди другими глазами стали смотреть. Знаете, как это страшно, когда идешь по улице, а на тебя оглядываются: мать убийцы! Экстрасенсы все увидели правильно: и что Саша, когда убивали Ольгу, по телефону с Мариной разговаривал, и что в тот вечер у Оли в гостях другой мужчина был.
Есть в этом мистика или нет, но после расследования, которое провели ясновидящие и эксперт-криминалист проекта СТБ "Следствие ведут экстрасенсы", в "бермудском треугольнике" судов нашелся выход. Тот же самый Апелляционный суд Житомирской области в другом составе судей оправдал Осецкого. 23 июня Александр стал свободен.
В оправдательных приговорах есть два заключения. Наиболее частое - за недоказанностью и крайне редкое - за отсутствием состава преступления. Саша оправдан безоговорочно! Сейчас он целыми днями хлопочет по хозяйству, помогая родителям, и уже начал искать работу. Маринка его, увы, не дождалась. Но он на нее не в обиде - кто же, говорит, сможет выдержать такое.
P.S. Мама Ольги Нижник все равно уверена, что убийца - это ее бывший зять и причиной всему злополучный домик, где погибла дочка. Жизнь жестоко обошлась с этой женщиной. На местном кладбище у нее сразу три могилы - сына, дочери и мужа, который умер, пока длились суды.
В Нижней Боровой люди знают, кто мог убить Ольгу. Но Александр Осецкий просил нас не называть его имени - пусть разбираются те, кому положено. Да и здесь просматривается некий фатум: мужчина, который приходил 5 января 2009 года к Нижник с букетом цветов, сейчас инвалид - обе ноги отрезал поезд.
В отношении людей, которые пытали Осецкого, по определению суда прокуратура возбудила дело. Что из этого получится, пока не знаем, но оптимизма мало. Из прокуроров, утверждавших липовое обвинение, никого не собираются наказывать.
За потерянную работу, за годы, проведенные в тюрьме, за ложное обвинение Александру Осецкому от государства полагается компенсация. Но ее нужно требовать через суд, а Саша говорит, что пока об этом не думает. Он еще не надышался свободой.