На самом верху снова заговорили о том, что было бы неплохо соцпомощь беженцам за границей направлять в бюджет Украины, а страна сама бы распределяла средства между людьми. Об этом президент Владимир Зеленский сказал в ходе интервью немецкому телеканалу ARD, пояснив, что таким образом можно было бы поддержать украинскую экономику и избежать двойных выплат.
Беженцы от такой идеи по понятным причинам не в восторге, но тут возникает другой вопрос: насколько реально реализовать такие пожелания украинской власти?
Предложение направлять европейскую помощь в украинский бюджет неизменно вызывает бурную реакцию. Многие не сомневаются в том, что эти деньги в первую очередь «поддержали» бы не украинскую экономику, а украинских чиновников.
- Моя мама-пенсионерка сейчас живет в Эстонии и получает доплату к украинской пенсии порядка 300 евро, - рассказывает Дарина. – Эта доплата не покрывает даже аренду маленькой квартиры-студии, но, по крайней мере, приходит вовремя и без сюрпризов. Не хочу даже думать о том, что эти деньги она будет получать через «посредничество» Украины. Мало украинским старикам помотали нервы с идентификацией (и эта эпопея еще не закончилась), так еще и здесь предлагают каждый месяц жить в ожидании, решат в этом месяце выделить помощь моей маме или посчитают, что с нее хватит украинской пенсии 5 тыс. грн? Второй вопрос – кто именно будет решать? Не те ли люди, которые регулярно становятся главными героями коррупционных новостей в Украине?
Людмила, которая сейчас живет в Польше, считает, что на расстоянии у украинской власти не слишком хорошо получается разбираться в вопросах выплат и поддержки.
- Языковые курсы – это помощь? Отдавать эту помощь деньгами Украине или все же дать возможность украинцам в Европе освоить язык, который нужен им для жизни и работы? – рассуждает Людмила в беседе с Коротко про. – Или, например, в Польше доплаты на детей, которые прибыли после 24.02.2022, такие же, как на польских детей - с нового года это 200 долларов ежемесячно. С какой радости эти деньги должны приходить не украинским детям в Польше, а чиновникам в Украине? Хотя не сомневаюсь, что они совсем не против взвалить на себя тяжелое бремя распределения сотен миллионов евро.
Если оставить в стороне эмоции, посыл президента понять несложно. Деньги из Украины действительно продолжают утекать рекой. Во-первых, когда украинцы эвакуировались из страны, они постарались вывезти все накопленное. Во-вторых, вся европейская помощь остается в самой Европе, стимулируя потребительский спрос и фактически поддерживая сами европейские экономики. И, наконец, в-третьих, если до войны украинская экономика во многом держалась за счет трудовых мигрантов (в предвоенном 2021-м заробитчане перевели в Украину 15 млрд долларов), то сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот: в 2023 году расходы украинцев за рубежом с украинских банковских карт составили порядка 17 млрд долларов.
Именно об этом и говорит президент: «Наши деньги «уехали», а европейские деньги остаются там, где остались граждане Украины. Вне территории Украины. Просто хотел бы, чтобы мы обратили на это внимание. Когда весь мир говорит о финансовой поддержке украинцев, я хотел бы обратить внимание, где остается большая часть этих денег».
Аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак в беседе с Коротко про отметил, что желание власти получить дополнительные средства абсолютно понятно.
- В 2024 году дефицит украинского госбюджета составляет около 43 млрд долларов, - приводит цифры эксперт. - Самостоятельно страна такие средства найти не сможет. Большая часть дефицита, около 32 млрд долларов, должна быть покрыта США и Европой. Учитывая, что одобрение финансовой помощи пока пробуксовывает, руководство Украины «подсвечивает» текущие денежные потоки, которые в теории можно было бы перенаправить в украинский бюджет. Социальные выплаты беженцам - один из таких вариантов.
Если бы помощь беженцам действительно начала приходить в украинскую казну, для экономики в теории это бы обернулось сплошными плюсами.
Во-первых, говорит Максим Орыщак, это порядка 1,5 млрд евро в месяц, или около 18 млрд евро в год, то есть более половины ожидаемой финансовой помощи США и Европы для покрытия дефицита украинского бюджета.
Во-вторых, это стало бы серьезным рычагом воздействия на тех, кто уехал из страны, ведь можно не сомневаться, что украинские власти сформулировали бы определенные критерии для перечисления помощи.
В-третьих, продолжает эксперт, это прибыль украинских банков, которые бы занимались переводом средств.
И, наконец, в-четвертых, это (в умелых руках) способ давления на самих европейцев.
Но все это лишь мечты, поскольку на практике такое развитие событий нереально.
Отвечая на вопрос, как они относятся к подобным идеям, абсолютное большинство опрошенных экономистов признались, что негативно.
- Сегодня в Европе находятся миллионы украинских беженцев. Если средства для их жизни и социализации на новом месте по каким-то причинам начнут задерживаться и тем более не выплачиваться (из-за условий перераспределения, бюрократии, коррупции, технических сбоев и т.д.), это приведет к быстрому ухудшению криминогенной обстановки, а затем и к росту социальной напряженности в самих европейских странах. Это никому не нужно, - отметил Максим Орыщак.
С тем, что подобное развитие событий очень маловероятно, согласен и экономист Владислав Банков. По его словам, тотальная коррупция поставила крест на доверии западных партнеров к украинской власти. Никто не хочет давать миллиарды на содержание местных коррупционеров.
- Проблема здесь большая, и было бы странно это отрицать, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – С одной стороны, европейские выплаты фактически стимулируют украинцев не возвращаться в Украину. С другой - все эти выплаченные миллионы спонсируют исключительно западные экономики и ничего не дают Украине.
Как бы там ни было, говорит Охрименко, на эти деньги украинскому бюджету можно не рассчитывать: выплаты на беженцев будут уменьшаться, но в нашу казну никто «беженские деньги» перечислять не будет.
Экономисты поясняют, что бюджетам европейских стран все равно, кто будет получать «беженскую» помощь – сириец, украинец или марокканец. Но при этом трудно представить, чтобы страна передавала часть этих средств в рамках миграционных платежей кому бы то ни было. Ведь это автоматически бы означало, что украинцы в Европе поставлены в более плохие условия, чем другие беженцы.
- Думаю, что все это размышления, скорее, о справедливости, нежели о финансах, - подытожил экономист Александр Гаврутенко. - Как бы ни были распределены деньги, всегда будет место для несправедливости. Часть помощи Украина распределяет через финансирование государственных расходов в интересах всего общества, часть (для тех, кто уехал) имеет целевой характер, что считается более эффективным, особенно в странах с высоким контролем таких расходов. Это очень разные деньги, разные источники, процедуры, цели и последствия. И объединять их, заменять одно на другое или что-то исправлять, с точки зрения более справедливого распределения, не нужно, да и невозможно.