21 декабря
Загрузить еще

Локдаун по-украински: "день сурка" и "африканские" страсти

Локдаун по-украински:
Фото: УНИАН

День сурка

Киев ужесточает карантин: жесткие меры будут действовать в столице с 00 часов 20 марта до 9 апреля. Снова закрываются ТРЦ, театры и кинотеатры, сфера красоты будет работать только по предварительной записи, а кафе-рестораны опять переходят на работу "на вынос". Правда, общественный транспорт на этот раз решили не трогать.

По ощущениям - весь последний год мы живем как один сплошной "день сурка": правительство объявляет об очередных ограничениях (от карантина выходного дня до полного локдауна), экономисты единодушно говорят, что "экономика этого не переживет", но проходит месяц-другой, и выясняется, что пациент снова "скорее жив, чем мертв".

Почему же, несмотря на все апокалиптические прогнозы, украинская экономика все еще худо-бедно на плаву, и есть ли показатели, по которым станет ясно, что она таки окончательно умерла?

Аналитик Алексей Кущ поясняет: у падения экономики нет дна, ниже которого падать некуда. Любая экономическая система склонна к саморегуляции, поэтому после любого падения она находит точку динамического равновесия, просто на более низкой ступени развития.

- Довольно часто приходится слышать такое мнение: государство не должно вмешиваться в экономику, и тогда рынок сам себя отрегулирует, - продолжает Кущ. - Действительно, рынок никуда не денется и отрегулирует, но вмешательство государства необходимо для того, чтобы уменьшить глубину падения. В частности, в кризисные времена государство должно помогать бизнесу и населению, что мы сегодня и наблюдаем в развитых странах. У нас же вместо реальной помощи – сплошной пиар и мизерные деньги, как это было с 8 тысячами для ФОПов. Эти суммы никак не решили проблемы бизнеса, лучше бы их отдали пенсионерам.

Учитывая вышесказанное, подытожил эксперт, следующая точка равновесия украинской экономики будет максимально низкой, правда, дна все равно не будет: очень скоро снизу снова постучат.

Акция протеста ФОПов в декабре 2020 года.

Дальше – только хуже

Прошлой весной стране, конечно, тоже было тяжело, но сейчас ситуация становится все печальнее и печальнее с каждым месяцем. Доходы людей упали, сбережения снизились, а тарифы и вместе с ними долги по коммуналке взлетели до небес, установив исторический рекорд.

Плюс - если вспомнить три стадии бедности украинцев из известной шутки ("денег нет", "денег совсем нет" и "пора продавать доллары"), то сегодня многие как раз находятся в третьей – самой крайней – стадии бедности. Так куда уже хуже?

- В первую очередь очередной локдаун - это гарантия роста безработицы в стране, - считает аналитик компании "Центр биржевых технологий" Максим Орыщак. – При этом ужасающих изменений в статистике мы не увидим (как известно, нужные цифры можно при необходимости красиво нарисовать), но реальные изменения будут ощутимыми.

Например, говорит эксперт, только в столице с начала года услугами службы занятости воспользовались 33,7 тыс. граждан, 60% которых – женщины. То есть можно предположить, что домохозяек будет становиться все больше и больше, пострадает индустрия услуг и сервиса красоты, но при этом будет расти "серая" самозанятость мастеров.

Фитнес-залы, которые после снятия ограничений смогут принимать посетителей, просто не получат притока новых клиентов. И если им не предложат какие-либо арендные льготы и поблажки, не исключено, что спортзалов станет гораздо меньше.

А, скажем, тот факт, что каждый третий зарегистрированный безработный в стране – это молодой человек в возрасте до 35 лет, говорит о рисках роста преступности.

- Ситуация усугубляется тем, что в стране нет культуры накопления средств, за счет которых после выхода из карантина можно было бы ожидать высокие продажи в рознице, - резюмировал Орыщак. - Этот же фактор негативно скажется и на онлайн-продажах. С каждым годом темпы роста электронной коммерции снижаются, а в 2020-м, даже несмотря на локдаун, темпы роста онлайн-продаж были самыми низкими за последние 12 лет. Это говорит о том, что украинцы максимально экономили с самого начала карантинных мер, и эта тенденция усугубится в 2021-м. Причем не потому, что мы так любим экономить, а потому что денег у населения больше не становится. Низкая потребительская активность скажется на темпах восстановления бизнеса, снизится спрос на кредиты, что в свою очередь скажется на банковском секторе.

"Черная дыра" на карте Европы

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко уверен: падение ВВП в 2020 году уже является признаком того, что экономика плохо переживает локдаун. И если продолжать вводить ограничения, то в 2021-м вместо ожидаемого роста экономики мы увидим очередное падение.

- Обычные среднестатистические граждане в карантин сталкиваются с огромными проблемами, в связи с тем, что они потеряли доходы и работу, - говорит Охрименко. – Если банки и крупный бизнес еще могут платить людям во время локдауна, то мелкий и средний вообще ничего не могут гарантировать. В результате люди либо ищут себя в теневой экономике, либо отправляются на поиски работы за границу, и ни то ни другое, не приносит денег в бюджет. На мой взгляд, проблема в том, что правительство во главе с Денисом Шмыгалем просто не умеет грамотно организовывать локдауны, в результате чего экономика разваливается, а медицине легче не становится. Стране нужен достойный премьер с четкой позицией и планом, как пережить эпидемию.

Экономист Владислав Банков соглашается: в нынешних условиях вся надежда осталась на нерегулируемый сектор и креативность менеджмента предприятий, поскольку власти в нашей стране адекватностью не отличаются. По мнению эксперта, к сожалению, вопрос выживания нашего общества коррелируется с тем, насколько эффективно бизнес сможет уклоняться от выполнения карантинных требований.

- Украина - не США и не ЕС, у нас проблема выживания рядовых граждан - это сугубо их проблема, - считает Банков. – Более того: как показывает опыт прошлых карантинов, действия правительства эту проблему не только не решают, но и еще больше усугубляют. В случае введения жесткого локдауна кризис будет усугубляться. Первым ударом станет инфляция, которая приведет к дальнейшему подорожанию товаров первой необходимости. Вторым - рост безработицы. И, безусловно, к ухудшению ситуации свою руку приложат власти, санкционировав дальнейший рост тарифов на коммунальные услуги.

В то же время Алексей Кущ считает, что сегодня у Зеленского правильно делают, когда говорят о карантине. По мнению эксперта, те, кто перенесли болезнь, рассуждают совершенно по-другому.

- Сегодня с точки зрения пандемии мы превращаемся в "черную дыру" на карте Европы, - констатировал эксперт. – Вместо реальных действий у нас постоянно идет какой-то странный дискурс вокруг пандемии – от необходимости ношения масок до отношения к вакцинации. Общество демонстрирует "африканскую" модель поведения: основная реакция на эпидемию - паника, а рациональные предложения тонут в прениях. На мой взгляд, то, что сегодня нужно стране – это массовые тестирования и введение на их основе жестких карантинов там, где это необходимо. Но логичные и правильные предложения тут же политизируются, не давая возможности действовать быстро и эффективно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Особенности украинского карантина: за год зарплаты упали, график не изменился, но работу искать не хотят​

Новости по теме: Карантин безработица