Пока все обсуждали встречи Владимира Зеленского с Эмманюэлем Макроном и Ангелой Меркель, практически незамеченными прошли переговоры украинского президента с представителями французского и немецкого бизнеса. Два дня глава государства зазывал инвесторов в Украину и обещал неприкосновенность их бизнесу.
Однако отечественные эксперты сомневаются в результативности этих переговоров. Мы выясняли, как Украина может реально привлечь инвесторов.
Украинские президенты очень любят совмещать официальные встречи с неформальным общением с бизнесом в тех странах, куда они совершают визиты. Когда-то прямолинейный Виктор Янукович так и сказал во время визита в Ашхабад: "Мы идем на запах денег". Ну и нужно отдать должное, худо-бедно, но инвестиции тогда в нашу страну привлекались.
Однако, в последнее время с притоком денег от инвесторов не складывается – Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сокращаются из года в год. В 2019-м прогноз по инвестициям – скромные 1,5 млрд долларов, в минувшем они составили около 2 млрд долларов, а годом ранее – 2,5 млрд долларов. Для сравнения те же "заробитчане" перечисляют в Украину в разы большие суммы – 11-12 млрд. долларов в год.
То есть, на словах в стране все меняется в лучшую сторону – улучшается бизнес-климат, мы поднимаемся в рейтинге Doing Business, но инвесторы не оценили всего этого. А между тем низкий экономический рост, который наблюдается в последние годы - прямое следствие дефицита новых вливаний.
По данным экономиста Олега Устенко, который является советником президента Зеленского, каждый дополнительный миллиард долларов инвестиций дает возможность нашей экономике вырасти на 0,1-0,5%. Получается, если к нам зайдет 10 млрд долларов инвестиций, они создадут возможность дополнительного роста экономики на 1-5%.
Видимо, послушав советов умных людей, Владимир Зеленский решил зазывать в страну инвесторов. Начал он с визита во Францию и Германию, где после встречи с руководством этих стран, уделил время крупному бизнесу.
"Инвестиционный климат - это для нас приоритет, - заявил Владимир Зеленский во время встречи с бизнесменами в Берлине.- Я понимаю, чего боится иностранный бизнес: наших правоохранительных органов, которые давят на предпринимателей, наших судов, которые его не защищают. Я как Президент буду гарантировать вам независимость инвестиций, буду гарантировать, что вас никто не будет давить. Мы стремимся быть европейской страной".
Эксперты говорят, что такие личные встречи с бизнесом, безусловно, хороши, но привлечь инвестиции они не помогут.
- Ключевой маркер украинской экономики и бизнес-климата – это объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ), - рассказал КП в Украине аналитик Алексей КУЩ. – Где они? До кризиса ставились задачи по привлечению в Украину минимум 10 миллиардов долларов в год. Сейчас цифры в разы меньше - 2 миллиарда в год. К нам не идут крупные иностранные системные компании. Свежий пример, когда Skoda отказалась от строительства в Украине завода по сбору электромобилей.
По словам эксперта, существует две модели привлечения инвесторов в ту или иную страну.
- Первая характерна для развитых экономик, таких, как страны ЕС или США, - продолжает КУЩ. – Они могут предложить инвестору высокое качество правовой и предпринимательской среды. При этом защита инвестора не зависит от того, где тот ведет бизнес – по всей территории бизнес-климат будет приблизительно одинаковым. Для того, чтобы Украина стала такой страной нужно несколько десятков лет. Второй вариант привлечения инвесторов используют развивающиеся страны. Речь идет о личных гарантиях руководства государства. Такая модель хорошо работает в азиатских странах, где хорошо выстроена вертикаль власти, а политики и их партии находятся у власти долгий срок. Приведу пример Казахстана – туда многие инвесторы заходили под личные гарантии Нурсултана Назарбаева. В итоге, объем ПИИ в эту страну достигает 18 миллиардов долларов в год.
Но, по мнению экономиста, в случае с Украиной обе эти модели не работают.
- Иностранный бизнес смотрит на Зеленского, слушает его обещания, но понимает, что реальная система власти такова, что президент не сможет гарантировать им неприкосновенность по всей вертикали власти, - говорит Кущ. – Он не может защитить инвестора от вымогательств со стороны местной территориальной общины, от активистов, от беспредела на таможне или действий неподконтрольных правоохранительных органов. Даже во времена жёсткой вертикали Януковича у нас личные гарантии работали хуже, чем в азиатских странах.
Если нельзя быстро навести порядок во всей стране, тогда эксперт предлагает создавать благоприятные условия на небольших территориях.
- Если Украина не может обеспечить качественную предпринимательскую и институциональную среду для инвесторов в масштабах всей экономики, значит нужно переходить к кластерному развитию: создавать промышленные полигоны, технологические и индустриальные парки, СЭЗ, зоны порто-франко, в которых вводить систему английского права, управление советом инвесторов, отдельные суды и регуляторы, - говорит Алексей КУЩ. – Соседняя Беларусь, сотрудничая с Китаем, пошла именно по такому пути развития.
По его словам, чтобы это заработало нужны налоговые льготы и бесплатное подключение к инфраструктуре.
- С помощью этого инструментария можно создать новые кластерные точки роста экономики, продолжает Алексей Кущ. - Под них необходимо запускать отдельные точки "входа" по методу единого разрешительного окна, для преодоления бюрократии в центре и "косности" местных громад. Но это нужно делать не на словах, а на деле. Инвесторы ждут, что Зеленский придет к ним с дорожной картой реформ и покажет, что он собирается сделать для защиты инвестиций. А пока все эти встречи напоминают холостые выстрелы. И каждый новый такой выстрел закрывает окно возможностей, которое ненадолго приоткрылось для Украины.
После переговоров лидеры Украины и Франции дали совместную пресс-конференцию.