Загрузить еще

"Новый Шелковый путь" стартовал без нас

Фото: Фото: Фото: zloy-odessit.livejournal.com

Как известно, Китай является мировым центром по производству любых товаров - от скрепок до сложной электроники. Никого давно не удивляет, что даже известные европейские, японские или американские бренды производятся и собираются на заводах и фабриках Поднебесной. Казалось бы, руководству страны можно ни о чем не беспокоиться - собирай себе налоги да рассказывай о росте отечественного товаропроизводства. Но нет, в КНР решили инвестировать колоссальную сумму - минимум 124 миллиарда долларов - в создание новых транспортных путей, чтобы китайские товары быстрее попадали в Европу, США и другие страны. Для того чтобы определиться с партнерами, в Пекине прошел специализированный форум с участием 30 стран. 

Что это такое?

Как поясняют эксперты Центра транспортных стратегий, проект "Один пояс, один путь" состоит из двух компонентов в рамках программы по построению "Нового Шелкового пути": "Экономический (наземный) пояс Шелкового пути" и "Морской Шелковый путь". Стратегия подчеркивает желание Китая играть более весомую роль на мировой арене и необходимость экспорта китайской экономики в сегментах, демонстрирующих замедление темпов роста: металлургия, строительство и т.д.

Новые транспортные коридоры должны сократить сроки перевозки грузов из Китая в Европу с нынешних 45-60 суток морским путем до 10-13 дней сухопутным путем. Это позволит существенно оптимизировать поставки и удешевить многие китайские товары, укрепить положение Китая на европейских и азиатских рынках, а также занять новые рынки в Африке и на Ближнем Востоке.

"Экономический пояс Шелкового пути" включает в себя страны, через которые проходил исторический Шелковый путь в Центральной, Западной Азии, на Ближнем Востоке и Европе, и подразумевает развитие региона в связанное экономическое пространство с помощью развития инфраструктуры, расширения культурных и экономических связей.

"Морской Шелковый путь" дополняет "Экономический пояс" и является инициативой по интеграции в Юго-Восточной Азии, Океании и Северной Африке путем развития инфраструктурных проектов в морской отрасли. В частности, в рамках проекта планируется строительство двух каналов: в Никарагуа, как альтернатива Панамскому каналу, и через перешеек Кра в Таиланде, в узкой части Малаккского полуострова, как альтернатива традиционному маршруту через Малакский пролив. 

Кто будет участвовать в проекте?

Пока что этот вопрос до конца не решен. В обсуждении проекта "Новый Шелковый путь" участвовали около 30 стран из Азии, Латинской Америки и Европы. Также на форуме присутствовали представители Чехии, России, Турции и Беларуси. Именно через эти страны будут проходить торговые каналы. 

Как говорят эксперты, скорее всего Китай выберет маршрут сухопутной части пути через Казахстан, Россию и Беларусь. И дело тут не в политике, а в экономике. Российский маршрут предполагает пересечение лишь четырех границ без морских участков. Альтернатива, о которой говорили ранее, предполагала движение из Китая через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию или Украину. Между Китаем и ЕС при таком маршруте приходится пересекать 5 таможенных границ и 4 раза осуществлять паромную переправу или перевалку в портах, ведь приходится пересекать не только Каспийское, но и Черное море.

 

ВОПРОС РЕБРОМ

Каковы шансы Украины?

Между тем, кроме географических проблем, у Украины есть и ряд экономических препятствий, которые отпугивают китайских инвесторов.

 - Причины достаточно весомые, - пояснил "КП" в Украине" аналитик ГК "Телетрейд" Богдан Терзи. - Во-первых, мы не входим в состав ЕС, и это усложняет пересечение границы. Во-вторых, наша страна имеет не совсем прозрачную пограничную систему и достаточно длительное оформление таможенных грузов. В-третьих, у нас нет качественных автомобильных дорог, которые бы связывали с ЕС. И последнее: ситуация на востоке Украины. Все эти факторы делают страну менее привлекательной перед другими странами-соседями. Думаю, что шансы участвовать в проекте "Новый Шелковый путь" будут, если решить все вышеперечисленные проблемы. Однако сомневаюсь, что нас кто-то будет ждать.