25 ноября
Загрузить еще

Кому и почему выгодно введение абонплаты за газ

Кому и почему выгодно введение абонплаты за газ
Фото: Фото: Оскар Янсонс

В открытом доступе появился украиноязычный вариант Меморандума с МВФ. В документе черным по белому написано, что для получения очередного денежного транша в размере 1,9 миллиарда долларов Украина должна выполнить шесть условий. И одно из таких условий – до конца июля ввести абонплату за газ. А как же тогда быть с позицией премьер-министра Владимира Гройсмана и президента Петра Порошенко, которые, якобы, ничего не знали о введении абонплаты и выступают категорически против такого решения?

Cильная рука

- Разговоры о том, что премьер и президент были не в курсе введения абонплаты за газ – блеф и политические спекуляции. И Гройсману, и Порошенко ежедневно для ознакомления предоставляются подробные мониторинги о ближайших планах на будущее, и это касается всех сфер жизнедеятельности страны, - говорит директор Института украинской политики Константин Бондаренко. – Все их действия напоминают принцип: "заведи козу-выведи козу". Создается заблаговременно какая-то угроза, которую потом "сильная рука" решает.

Эксперт предполагает, что в ближайшее время будет сформулирована новая формула подсчета абонплаты за газ или же власть на полную мощь подключит имеющийся у нее информационный ресурс, чтобы убедить украинцев в том, что этот шаг несет больше плюсов, нежели минусов.

О том, что президент и премьер знали о разделении счета за газ на две платежки: за содержание газовых систем и непосредственно за сам газ, подтвердил в недавнем интервью и народный депутат, советник президента Игорь Грынив. Более того, он поведал, что на Банковой вину за негативное восприятие украинцами информации о введении абонплаты переложили на 28-летнего главу НКРЭКП Дмитрия Вовка. Мол, не смог "провести достаточную информационную кампанию".

Не поделили потоки

Идея с абонплатой наглядно показывает и двуликость многих народных депутатов. На сегодняшний день громко критикуют решение НКРЭКП представители "Народного фронта". Но при этом скромно умалчивают одну деталь. В апреле 2015 года по инициативе премьер-министра Арсения Яценюка был принят закон "О рынке природного газа". Один из пунктов которого как раз и предусматривает введение абонплаты за газ.

- Изменение риторики "Народного фронта" связано не с абонплатой,  а с мартовскими событиями. Яценюк лишился своего человека в важном газотранспортном предприятии "Укртрансгаз". Уволили Игоря Прокопива. И фактически, этим решением "фронтовиков" отодвинули от многих финансовых потоков в газовой сфере, - на правах анонимности говорит один из бывших соратников Арсения Яценюка.

Категорически против абонплаты выступили оппозиционные фракции Радикальная партия и "Самопомич".

- Все деньги пойдут в кошельки Фирташа и Ко. Получается, что облгазы (принадлежащие Фирташу, - авт.) будут бесплатно пользоваться нашим государственным имуществом, в которое они ни копейки не вложивши в модернизацию, и еще хотят, чтобы мы доплачивали за бесплатное содержание, - говорит народный депутат от "Самопомичи" Виктория Войцицкая. 

В компании Фирташа Group DF еще 3 апреля выступили с публичным заявлением, что они поддерживают решение НКРЭКП о введении "платы за мощность".

Оппозиция же заявила, что власть сбрасывает на облгазы вину за свои ошибки.

- Правительство возмущается тем, что само пообещало Международному валютному фонду. Власть пообещала урезать субсидии почти наполовину и для этого согласилась на введение абонплаты. Теперь все, кто несет ответственность за этот антисоциальный курс, пытаются свалить вину на облгазы, - заявил представитель Оппозиционного блока Михаил Папиев. 

КСТАТИ

Как откорректируют абонплату за газ

Эксперты говорят, что имеет смысл разделить счета без увеличения общих расходов населения.

“До конца июля 2017 года мы пересмотрим другие параметры системы коммунальных субсидий домохозяйствам для улучшения адресности; введем корректировки социальных норм в пик месяца в течение отопительного сезона”, – говорится в меморандуме Украины и МВФ

Эксперты говорят, что такое разделение тарифов на газ и отопление – это европейская практика, которая применяется для того, чтобы разделить поставщика и продавца газа. И Украина взялась ввести у себя эти нормы, подписав так называемый Третий энергопакет.

По словам замглавы департамента НАК "Нафтогаз Украины" Алексея Хабатюка, в европейских странах нет единого подхода к структуре абонплаты за газ – она или устанавливается постоянной, или зависит от мощности, или объема потребления. Иногда в формуле применяется комбинация этих параметров.

КОМПЕТЕНТНО

Решение правильное, но антисоциальное

Саму идею введения абонплаты эксперты приветствуют, но выступают против нынешней формы ее реализации, когда больше платят те, кто потребляет меньше.

- Решение правильное по экономической логике, но антисоциальное по сути, т.к. за доступ к газовой трубе относительно больше платят те, кто меньше потребляет, – поясняет экономист Андрей БЛИНОВ. - И предложенный механизм отвечает структуре "экономики дворцов и загородных имений", которую, очевидно, все принимавшие решение, считают естественной для небогатой Украины.

Как изменят формулу для абонплаты в Украине, пока неизвестно. Возможно, снизят нормы потребления для потребителей без счетчиков, возможно, снизят тариф на отопление.

Энергетический эксперт Валентин Землянский считает, что счета за газ и абонплату за доступ к трубе нужно разделить так, чтобы общая сумма в платежках не выросла по сравнению с нынешними платежами. По его словам, либерализацию рынка нужно было начинать с промышленности и не трогать население.

Если же правительство и НКРЭКУ не изменят нынешнюю формулу расчетов абонплаты за газ, то счета большинства потребителей вырастут на 40-100 грн в  месяц.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

За кредиты каждый украинец должен почти  по 3 тыс. долларов

Валовой внешний долг Украины на 1 января 2017 года составил $113,5 млрд. Но с тех пор нам уже "капнули" 1 млрд долларов от МВФ и 600 млн евро от ЕС. Получается, что если разделить эту сумму на всех украинцев, на каждого из нас приходится более 2,7 тыс. долларов. Возникает резонный вопрос: а как же их отдавать?

- Так вы ничего и не должны, - успокаивает меня директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. – Должны государство, бизнес, банки, а вовсе не каждый гражданин страны.

По словам экономиста, показатель долга на душу населения не является определяющим, хотя и используется довольно часто. Дело в том, что внешний долг выплачивается из ресурсов, которые государство может собрать или переодолжить, и потому на населении отражается косвенно. То есть теоретически деньги могли бы пойти на социальные выплаты, рост зарплат или, например, на экологию, но напрямую каждый из нас, конечно, никаких денег платить не будет.

Эксперты говорят, что правильнее и логичнее соотносить долг с золотовалютными резервами, ВВП или с объемами экспорта.

Например, только на проценты по кредитам Украина отдает 5% своего ВВП. Это означает, что для того, чтобы мы все жили хотя бы не хуже, чем годом ранее, украинская экономика должна расти не менее чем на 5% в год.

МНЕНИЕ

Нам пора готовиться к переговорам о списании долгов

Украинскому правительству нужно готовить новые переговоры о реструктуризации внешних долгов перед МВФ и другими кредиторами вплоть до списания части долгов. Такое мнение высказал глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка.

- Если наша экономика будет расти быстрее 3%, то с 2021-го по 2040 год нам придется отдать от 5 до 20 млрд долларов в зависимости от темпов развития, - напомнил Сергей Рыбалка. – То есть чем стремительнее будет расти наше производство, тем больше средств мы ежегодно будем отдавать. Украина обязалась отдавать все, что мы могли бы вложить в развитие, - соглашение фактически убивает шансы нашей страны вырваться из бедности!

Именно поэтому, говорит глава Комитета, необходимо переориентировать использование займов с проедания на инвестиции в производство. И начинать переговоры о новой реструктуризации нужно прямо сейчас - позже будет гораздо сложнее.

Новости по теме: Газ Тарифы