Загрузить еще

Днепропетровский маньяк ловил себя сам

Днепропетровский маньяк ловил себя сам

Днепропетровск в плане плохих новостей - довольно спокойный город. Слава Богу, крупные ЧП у нас происходят редко, что не может не радовать. Зато уж если случаются… то мало не кажется никому. Днепропетровские серийные убийцы «прославились» не только на Украину. О наших «маньяках» СМИ раструбили по всему миру.

Кстати, своих «чикатило» у нас не было довольно давно. Последний раз серийного убийцу местные правоохранители ловили больше 20 лет назад. Поймали через два года после первого преступления. О том, как в 70-х ловили маньяка, «КП»-Днепр» рассказал один из самых известных сыщиков города, бывший первый замначальника УВД Днепропетровска Николай Скрынник.

Криминальный театр

Когда Николай Александрович в середине 70-х пришел на работу в УГРО, в его сейфе находилось дело некоего гражданина Берлиозова, подозреваемого в совершении десятков убийств и изнасилований. Первые жертвы, женщины, в городе появились в 1971 году. Все преступления объединяла одна особенность: девушки были задушены. А с места преступления, как и в случае с нынешними «маньяками», практически ничего не пропадало. Изредка недорогие украшения.

Как ни отслеживали сыщики, но украденные вещи никогда не появлялись ни у скупщиков краденого, ни в комиссионных магазинах. Что необычайно затрудняло следствие.

- Перед милицией стояла сложнейшая задача, - качает головой Скрынник. - Ведь на то время еще не существовала методика вычисления и поимки таких преступников. Это сейчас в штате милиции есть и психологи, и эксперты-криминалисты. А компьютерные базы содержат информацию практически о любом человеке. Тогда всего этого не было.

Но милиция не сидела сложа руки. В парках и скверах Днепропетровска в качестве приманок стали выпускать искусно загримированных под женщин оперативников. Большую помощь в маскараде оказали сотрудники театров Горького и Шевченко. На мужчин надевали парики, прикрепляли накладные груди. Пудрили носики, красили губы. Как утверждает Николай Александрович, ох и много ж тогда пострадало любителей уличных знакомств.

- Когда кавалер пытался завязать знакомство с «дамой», скучающей в парке, на руках у него тут же защелкивались наручники, - вспоминает те дни пенсионер МВД. - И через некоторое время он оказывался в КПЗ одного из райотделов, где общался с суровыми милиционерами.

Увы, «театральные постановки» не дали желаемого результата. Трупы продолжали появляться. Но тут, как часто бывает в жизни оперов, преступника поймать помог случай, а вернее, жертва неудавшегося покушения.

Портрет душегуба

В районе парка имени Гагарина была обнаружена бесчувственная девушка. Насильник не успел довершить свое дело, и жертву откачали. На беду маньяка, и к счастью милиции, барышня оказалась художницей. Она без проблем изобразила душегуба, портрет которого был роздан всем сотрудникам милиции. Но и тут дело не сдвинулось с места: никто из правоохранителей никогда не видел подозреваемого. Уже даже начали сомневаться в достоверности портрета. Как вдруг в один из летних дней 73-го в милицию позвонила художница и сообщила, что несколько минут назад видела преступника у Центральной проходной ЮМЗ.

- Дальше было дело техники, - улыбается Николай Александрович. - Подъехали оперативники, подняли фотографии работников завода и обнаружили среди них того, кого долгие годы безуспешно искали.

Приговор - смерть!

Каково же было их удивление, когда они узнали, что разыскиваемый парень является не только членом партии, но и командиром молодежного оперативного отряда. То есть он сам неоднократно принимал участие в операциях по своему поиску. Кстати, его один раз в парке даже задержали. Но ему удалось сбежать. К сожалению, на этот побег тогда не обратили внимания.

При обыске у него нашли блокнотик с записями дат и мест совершения преступлений. Также были обнаружены женские колечки и цепочки, которые «сентиментальный» убийца брал «на вечную память».

После собрания доказательной базы Берлиозов предстал перед судом. Приговор - высшая мера наказания - расстрел. И вскоре в один из субботних дней (приговоры почему-то приводились в исполнение только по субботам) убийца был расстрелян в днепропетровской тюрьме. О чем членами комиссии был составлен акт, а тело казненного захоронено на одном из городских кладбищ под именем Неизвестный.

Фото автора.

Перед милицией стояла сложнейшая задача. Ведь на то время еще не существовала методика вычисления и поимки таких преступников

ФОТО: Николай Скрынник горд, что душегуба поймали.

Днепропетровская тюрьма, где расстреляли Берлиозова.

Мнение ветерана МВД

«Нашим правоохранителям надо поставить памятник!»

А как сработали современные правоохранители? Месяц для поимки преступников - это много или мало? Эти вопросы «КП»-Днепр» задала Николаю Скрыннику:

- Как розыскник могу сказать следующее: людям, которые занимались раскрытием этих злодеяний, необходимо поставить памятник, - уверенно заявил Скрынник. - И вот почему. Да, за короткий период преступниками было убито очень много ни в чем не повинных людей. Возможно, здесь есть какая-то недоработка правоохранительных органов. Но учтите: всего за месяц с начала совершения убийств оперативникам удалось задержать бандитов. А ведь те старались не оставлять улик.

Если бы, не дай Бог, у милиции что-то не получилось, количество жертв могло стать намного большим. А то, что ловить серийных маньяков гораздо сложнее, чем «стандартных» преступников, - неоспоримый факт. Как правило, эти люди никогда никому не рассказывают о своих «подвигах». К тому же на них нет «агентурной» информации. Серийных убийц ловят месяцами, а то и годами. Вспомните небезызвестных Чикатило и Оноприенко. Или павлоградского маньяка, который на протяжении почти десяти лет убивал девочек и ухитрялся оставаться неуловимым, в то время когда его ловила вся милиция Днепропетровщины.

А задержали его, кажется, только год назад. Могу сказать, что и у нас в городе пока не раскрыты убийства молодых людей, совершенные около 15 лет назад, очевидно, одним и тем же лицом. Тогда за короткое время в Комсомольской балке, в «Доме губернатора», который находился на ремонте, и у Оперного театра были обнаружены тела трех юношей и одной девушки с множеством характерных ножевых ранений. Увы, как мы ни старались, поиски не дали результатов.