Загрузить еще

Под Днепропетровском дохнет рыба

Под Днепропетровском дохнет рыба

На мелководье речки Кильчень в Подгороднем на протяжении 15 километров всплыла дохлая рыба. Корреспонденты «КП»-Днепр» выехали на место, чтобы выяснить, в чем дело.На мелководье речки Кильчень в Подгородном на протяжении 15 километ-ров всплыла рыба. Корреспонденты «КП»-Днепр» выехали на место, чтобы выяснить, в чем дело.

Дорога до Подгородного недальняя. 10 минут езды от черты города – и через небольшой мост уже видна Кильчень. Еще на подъезде в ноздри ударил резкий запах гниющей плоти. Река сама по себе больше смахивает на канаву и напоминает болото.

– Это ее еще почистили, – успокаивает наш экскурсовод, ведущий специалист по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций в Днепропетровском районе Александр Лопань, – видели бы, какой она была вчера!

В вонючей тине блестят тела дохлых рыбешек.

– Как много рыбы! – невольно вскрикиваем мы.

– Мор обнаружили рыбаки утром 27 мая, – вздохнул Александр. Вся водная поверхность на протяжении 15 километров покрыта всплывшей рыбой. – Обычно это случается в июне-июле, в мае же такое у нас в первый раз.

Спускаемся к реке по крупным камням.

– Днем, когда дует ветерок, – пояснил спасатель, – рыба погружается в воду, особенно крупная, а утром и вечером всплывает.

Пик мора пришелся на 29 мая до обеда. Утром бережливые жители высыпали на берег ловить сдыхающую рыбу сачками.

– Не боялись? – настораживаемся мы.

– Нет, – пожимает плечами спасатель, – ведь она еще дышала. Хотя я лично не стал бы этого делать.

Когда дождь немного остудил воду, мор временно прекратился.

– Что будет с дохлятиной? оглядываем распухшие тела рыб. – Когда ее уберут?

– А никто и не будет этим заниматься, – честно признался Лопань. – Тела мелких рыб течением реки постепенно сносит в Самару. А крупные опускаются на дно.

Мимо нас идет местный житель

– Я дачник, – пускается в объяснения дедушка. – Река от моего домика находится метрах в 300. Видел, что жители несли целые сачки улова. Хотел было прикупить немного, но не понравился запах.

Дачник хмурится.

– Надо чистить ил – тогда и рыба
не будет дохнуть. В Европе в таком случае давно бы компенсаторы пригнали нагнетать в реку кислород, а у нас, – и он, махнув рукой, пошел дальше по шоссе.

Неподалеку дежурит молодой охранник фирмы, расположенной на берегу.

– Если вы насчет мора, то первым его заметил я, - парня распирает гордость. – Когда заступал на смену. Гляжу – вначале на поверхность всплыли окуни и щуки, то есть хищная рыба, а затем пошел линь. Я сначала ничего не понял, а когда увидел, что рыба начала переворачиваться на бок, дошло – кто-то ее «траванул». Говорю вам как заядлый рыбак.

– То есть вы считаете, что жара тут ни при чем?

– Жара на рыб действует в июле, – хмыкнул охранник. – Малькам же много кислорода не нужно. По-моему, кто-то из дачников просто помыл в реке свои емкости.

Сейчас ведь как раз пора опрыскиваний.

– На всю реку это не могло оказать влияния, – возразил Александр Лопань.

– А это смотря какая отрава, – сощурился охранник. – Сейчас такие яды делают – малым не покажется.

Самым же странным «пенсионеру вооруженных сил», как представил себя охранник, показалось то, что вечером 27-го на берег дружно полезли раки.

– А это уже явно не от жары, а от химии, – сделал он вывод, – уж в этом-то я разбираюсь. Такое было в 1996 году в Гвардейском, когда в Павлограде был выброс, и вода пошла красными пятнами.

Выловленных раков, по его словам, жители на следующий день продавали на трассе со скидкой.

Комментарий специалиста

Удобрения тут ни при чем

– Все дело в резком скачке температуры воды: с 11-12 градусов до 24, – убежден научный сотрудник НИИ биологии ДНУ Олег Христов.

При таком скачке скорость всех биохимических процессов, по его словам, возрастает в несколько раз. А при солнечной погоде плантон выделяет днем кислород, а по ночам потребляет его в больших количествах. К тому же сильно забивает жабры рыб. Ночью обычно и начинается мор.

У погибших рыб мы еще заметили нарушения жаберного аппарата в результате попадания туда бактериоплантона, – добавил Олег Христов. – Таким образом, результатом мора можно считать действие бактерий и недостатка кислорода на фоне постоянной солнечной погоды.

Любовь РОМАНЧУК, [email protected], Влада ЩИТОВА, [email protected].