На проспекте Карла Маркса, в сквере между улицами Ленина и Серова, уже 10 лет стоит памятник Александру Полю. Надпись на нем гласит: "Он оживил край и воскресил Екатеринослав", однако не каждый житель Днепропетровска знает значение этих слов, не осознает всего, что сделал этот человек для города. Александр Поль относится к тем людям, которых при жизни называли безумными упрямцами, а после смерти ставили памятники.
В 18 лет говорил на шести языках
В жилах отца Поля текла немецкая кровь, а мама была внучкой гетмана Павла Полуботка. Неудивительно, что такое кровосмешение породило талантливого и невероятно умного мальчика. Александр Поль родился 20 августа по старому стилю (1 сентября) 1832 года в селе Малоалександровском. В 1850 году он окончил Полтавскую гимназию с серебряной медалью, а затем поступил в университет Дерпта на юридическое отделение. Следует сказать, что сделать это было не так-то просто: абитуриентам предстояло выдержать 11 вступительных экзаменов! Александр же не только подтвердил свои знания по всем предметам, но и покорил комиссию умением свободно изъясняться на шести языках (это в 18 лет!). В итоге его зачислили сразу на второй курс университета - невиданный тогда случай.
|
Закончив в 1854 году университет, Поль со степенью кандидата дипломатических наук возвратился в Украину. Большой любитель путешествовать, он разъезжал по родному краю в поисках новых впечатлений и интересных находок - археология до конца жизни оставалась его любимым хобби. Одно из таких путешествий стало судьбоносным: прогуливаясь по дубовому лесу возле реки Саксагань (территория нынешнего Кривого Рога), Поль случайно увидел выходы железных руд. Первооткрыватель? Как бы не так.
|
- О залежах железной руды в Дубовой балке знали давно, - рассказывает заведующая отделом научных исследований и экспозиций истории Украины XIV-нач.XX веков исторического музея им. Д.И. Яворницкого Валентина Лазебник. - Но развивать промышленность в этом районе было невыгодно, ведь тогда процветал Урал. Даже когда Поль, совместно с немецкими специалистами, доказал высокое качество руды, никто не захотел вкладывать деньги в Дубовую балку - будущий Кривбасс все время пытались похоронить, лоббируя промышленность Урала.
|
Строительство железной дороги вернуло край к жизни
Не успели в обществе затихнуть разговоры о "безнадежном предприятии" Поля (первое время руду добывали с огромными убытками), как Александр Николаевич выдвигает новое, еще более безумное в то время предложение - построить в Екатеринославской губернии железную дорогу.
- Поль понимал, что руда нужна металлургическому заводу на востоке, а доставлять ее туда было очень трудно, - объясняет Валентина Лазебник. - Первую руду вообще возили на волах, на подводах. По грунтовой дороге еще можно было передвигаться, а вот Днепр мог стать непреодолимым препятствием - в то время на нем были только наплавные мосты, которые при переправе погружались в воду. В нелетную погоду подводы неделями стояли перед переправой.
|
К счастью, в вопросе с железной дорогой Поля поддержало земство. Однако строительство задержали на целых 10 лет, еще 4 года ушло на сооружение моста и прокладку рельсов. Когда же первые вагоны с рудой в 1884 году пошли по огромному железнодорожному мосту, самому длинному на то время в Европе, Поля, по преданию, соотечественники качали на руках. По мнению Валентины Ивановны, железная дорога послужила вторым рождением города, ведь Днепр постоянно стоял на пути экономического развития края.
А любовью всей жизни, конечно же, была археология, а точнее, коллекционирование древностей. По словам Валентины Лазебник, сам он раскопок не проводил, а нанимал людей, много же экспонатов покупал. Так или иначе, его коллекцию в свое время оценили в 200 тыс. рублей серебром.
|
Увлекался Поль фотографией, правда, снимков, сделанных его рукой, не сохранилось. Был он также большим ценителем книг.
- Недавно к нам из Германии пришла книга с сопроводительным письмом одной женщины о том, что в 1941 году, в период оккупации, ее муж был в Екатеринославе и привез оттуда две книги с печатью нашего музея, - рассказывает Валентина Ивановна. - Двухтомник Ля Фонтена на французском языке немецкие супруги решили вернуть музею. Каково же было наше удивление, когда на первой странице книги мы увидели экслибрис библиотеки Поля! По-видимому, Александр Николаевич приобрел книги в одну из своих поездок в Париж.
Заслуги Поля быстро забылись
Умер Александр Поль 26 июля 1890 года внезапно, от сердечного приступа. Историки утверждают, что хоронили Поля всем городом, дорога, по которой шла процессия, была усеяна цветами и освещена фонарями. Однако по похоронам о великом предпринимателе быстро забыли. Никто не помог его семье, которая как никогда сильно нуждалась в деньгах.
- После смерти мужа Ольга Поль осталась с больным туберкулезом сыном Борисом (у супругов была также дочь, но она умерла еще маленькой), - рассказывает Валентина Лазебник. - Через два года после смерти Александра Николаевича за 250 тысяч рублей была продана Дубовая балка, хотя ее стоимость была миллион. Пришлось продать и часть коллекции, состоящей из драгоценных металлов. Остальную часть она передала музею им. А.Поля, который открыли в 1902 году. Ольга Семеновна пережила своего мужа на 26 лет, после смерти она оставила завещание, в котором дом Поля предлагала взять городской думе под свое попечительство и открыть в нем приют для обедневших женщин-дворянок. Однако городская дума отказалась от дара, мотивируя это тем, что на содержание приюта уйдет слишком много денег.
Советская власть сделала практически все возможное для того, чтобы стереть имя Александра Поля со страниц истории Днепропетровска. Улицу Поля переименовали в улицу Фучика, музей имени Поля - в музей имени Яворницкого. На месте кладбища, на котором был похоронен Поль, теперь - Севастопольский парк. Склеп Лазаревской церкви, в которой хранился прах Александра Николаевича, был погребен под высоким курганом, на котором теперь стоит монумент. Все свои действия власти мотивировали тем, что Поль "являлся крупным помещиком-промышленником и никаких заслуг перед советским народом не имел".
При независимой Украине имя Александра Поля официально вернули на Доску почета, однако остается открытым вопрос: реабилитируется ли он в сознании своих соотечественников? Ведь пока историки пытаются восстановить белые пятна в биографии этого человека, не каждый рядовой житель Днепропетровска сможет рассказать хоть что-то о его деятельности, вернувшей город к жизни.