Накануне дня рождения специально для «Комсомолки» владыка рассказал о необычных случаях из своей жизни, которые вполне можно назвать чудесами Божьими.
Встреча с цыганкой
Через полгода после принятия монашества, в 1971 году архимандрита Иринея направили в загранкомандировку в Японию. Только два священнослужителя из СССР получили тогда это назначение, напоминавшее ссылку. Ехать нужно было не на месяц и даже не на год, а на несколько лет.
- Уже были оформлены все документы, и рано утром я должен был вылететь самолетом из Москвы в Токио, - вспоминает владыка Ириней. - А вечером накануне отъезда произошел со мной необычный случай. Вышел я из метро и направился через сквер к гостинице «Советская». Иду по дорожке и вдруг слышу, совсем рядом что-то зашумело, словно вихрь. Из кустов вышла симпатичная женщина, похожая на цыганку.
«Молодой человек, остановись! - позвала она и, протянув руку, добавила: - Положи мне монетку, а я скажу все, что тебя ждет».
Приостановившись, я поспешно ответил:
- Я дам вам монетку, только отстаньте. У меня нет времени, очень спешу.
- Тогда не надо монеты, ты только остановись и послушай! - не отставала цыганка. - Ведь куда едешь?! Это же очень далеко. Незнакомая страна. Я хочу предупредить обо всем, что ждет тебя там. Ведь тебе это так нужно!
- Мне уже все сказали, - ответил я, пытаясь избавиться от незнакомки. - Я и так знаю, куда и зачем еду.
- Ну что ты, - не унималась женщина, - это же Токио - огромный город, это же Япония - острова, вулканы... Неужели ты не хочешь услышать, что тебя там ждет?
- Нет, не хочу! - резко ответил я, отвернулся и быстро пошел прочь.
За спиной вновь что-то зашумело, и цыганка скрылась в кустах. Честно говоря, после ее последних слов мне стало как-то не по себе. Но, перекрестившись и доверившись Господу, я уверенно продолжил свой путь...
Пророческий сон спас от отчаяния
В Японии на долю владыки Иринея выпали непростые испытания, о которых он не любит вспоминать сегодня. Чего только стоили непривычные климатические условия! Хотя и другие трудности поначалу буквально доводили владыку до отчаяния. Второй православный священнослужитель вскоре после приезда не выдержал и вернулся на родину. После его отъезда архимандриту Иринею стало еще тяжелее, ведь он даже не мог ни с кем нормально поговорить, так как рядом не было даже переводчика. Единственным утешением в это трудное время была молитва.
И однажды ночью владыка увидел удивительный сон, который до сих пор помнит во всех деталях:
«Я увидел самого себя, идущего на Восток. Вдруг передо мной появилось огромное болото. Повелевающий голос сказал мне:
- Иди! Тебе надо его перейти!
- Как я могу туда пойти, ведь там же болото? - недоумевал я.
- Иди! Будь внимательней! - повторил голос.
Я посмотрел под ноги и увидел камень, ступил на него. Смотрю, еще один появился. Я перешагнул дальше, а тут и еще один. И так, как только я вставал на появившийся камень, показывался следующий. Оглянулся в какой-то момент и понял, что назад дороги нет. Ужас охватил меня. Я уже погрузился по шею в воду, но при этом оставался сухим. Вокруг все бурлило, по мне со всех сторон стреляли. Причем вместо снарядов летели гробы и распадались, почти приблизившись ко мне. Из них выползали змеи и разные мерзкие насекомые, которые устремлялись прямо на меня.
Я испугался, но заметил, что они не могут причинить вред - меня как будто оберегала какая-то невидимая оболочка. А голос все время повторял: «Не останавливайся, будь внимательней, иди вперед!» Я успокоился и пошел уже смелее. Чем дальше я шел, тем выше поднимался из воды. Страха уже не было. Наконец вышел на прекрасный берег. Вокруг зеленая трава, цветущие деревья, птицы поют, много пчел. Такой красоты я никогда в жизни не видел, разве только в чудесных детских снах. Оглянувшись назад, увидел все, что прошел: страшную, бурлящую, грохочущую бездну, которая удалялась все дальше и дальше. Перекрестившись, отвернулся и направился в самую гущу прекрасной природы, чтобы отдохнуть.
В этот момент я проснулся. Сразу же вспомнилась цыганка из московского сквера. Слава Богу, что я не поддался на ее уговоры. Если бы она тогда представила мне все эти трудности, я бы испугался и отказался от командировки. А ведь именно эту цель и преследовал диавол, подослав ее ко мне. Господь открывает нам все по «камешку», по одному шагу. Пройдя через эту бездну во сне, я понял, что никаких сомнений не должно быть. Нужно смело идти вперед, не останавливаясь ни перед какими трудностями…»
В течение 27 лет владыка Ириней вынужден был нести служение вдали от родины - его направляли в Японию, США, Канаду, Россию, Казахстан. И везде он успешно проповедовал веру Христову, находил единомышленников и друзей, открывал новые церковные приходы. В Украину смог вернуться лишь в 1984 году, возглавив Харьковскую епархию. А с 1993 года митрополит Ириней успешно руководит Днепропетровской епархией.
КСТАТИ
Монашеское служение митрополиту предсказали еще в детстве
В Ровенской области, где родился и вырос митрополит Ириней (в миру - Иван Петрович Середний), жил святой странник - отец Леонтий. Он не был священником, но все называли его отцом из уважения к высокой духовности. Странник Леонтий ходил по городам и селам, проповедовал и много пророчествовал. За проповедь веры его трижды судили и отправляли в лагеря, каждый раз на 10 лет.
Власти постоянно преследовали странника. Однажды вечером, скрываясь от преследователей, отец Леонтий пришел в сельский дом, где проживала семья Середних. Там была одна большая комната, где в тот вечер собралось около пятидесяти человек, чтобы послушать проповедь святого.
- Выбрав удобный момент, мать подвела меня и брата за благословением, - вспоминает владыка Ириней. - Мне тогда было восемь лет, а старшему брату Стефану тринадцать.
- Благословите, отче, старшего сына в будущем стать монахом - он у нас слабенький, немощный, болезненный. А младшенького, Ваню, здоровенького, крепенького, благословите жениться и в старости досмотреть родителей до смерти.
Отец Леонтий подошел ко мне, потрепал по голове и сказал:
- Вот как хорошо! Какой хороший, большой монах будет!
- Да нет, отче, вы же все перепутали, - воскликнула мама, - вот этот, старший, пойдет в монахи, а Ваня пусть будет нашей опорой в старости.
Странник, не обращая внимания на мамины слова, продолжал трепать мою голову и повторять:
- Да-да, монах будет. И родителей досмотрит, и монахом станет. А ты, - обратился он к моему старшему брату, - женись, заводи семью и служи церкви. В волнении мать тогда не решилась больше перечить страннику.
В семье Середних скоро забыли об этом, как тогда считали, недоразумении. И вспомнили лишь после того, как слова отца Леонтия исполнились: старший сын Стефан женился и стал священником, а Иван, окончив Ленинградскую духовную семинарию, а затем и академию,
1 сентября 1970 года (в 31-летнем возрасте) принял монашество. В тот день он получил новое имя - Ириней.
из первых уст
Напутствие митрополита Иринея читателям «КП»
Самое главное в жизни каждого из нас - не допустить отчаяния, которое может привести к гибели. А избежать отчаяния и разочарования на жизненном пути можно только с Божьей помощью. Почувствовал трудности - беги в храм к исповеди и перед крестом и Евангелием скажи Самому Богу, что тебе так невыносимо трудно. Уверен, что после исповеди и Причастия будет облегчение и легкость на сердце.
Уповай ты на Господа Бога
И почаще молися в тиши,
И утихнет на сердце тревога,
И получишь покой для души.
|
|
|