Загрузить еще

Украинцы до сих пор не знакомы со своей страной

Украинцы до сих пор не знакомы со своей страной
Фото: Фото: из архива КП

Отечественные картографы появились в Украине лишь в прошлом веке, одновременно с возникновением собственного государства. Качественные и современные карты недаром являются признаком развитой страны, ведь они просто необходимы для хозяйственной деятельности и обороны. Но с этим у нас не все в порядке, ведь атласы большинства украинских городов и сел оставляют желать лучшего.

 

Туристы блуждают по улицам с устаревшими планами в руках, водители скорой помощи и таксисты опаздывают, не в силах найти нужный адрес, а курьеры проклинают неведомых картографов, которые напутали с названием улиц и нумерацией домов. Чего греха таить, и журналистам приходится туго, когда после многочасовых поисков вдруг оказывается, что атлас безбожно врет и нужный адрес находится в противоположном конце города.

 

- Куда уж дальше, если приходилось размножать на ксероксе и раздавать водителям нарисованный от руки план города, - рассказал "Комсомолке" Михаил Обысов, руководитель профсоюза таксистов Макеевки в Донецкой области. - Нужные адреса находили интуитивно, чуть ли не по компасу. А ведь в городе сотни тысяч жителей!

 

Исправить положение в Макеевке удалось совсем недавно, причем всем миром. Местный картограф Вячеслав Чуприн опросил водителей различных городских служб и сам изучил улицы города. Сопоставив полученные сведения со спутниковыми фотографиями, он издал карту, первый тираж которой мгновенно разошелся среди таксистов. Еще бы, ведь на ней был не только отмечен каждый дом, но и каждая колдобина на улице. Взглянув на новый атлас Макеевки, можно сразу понять, какой дом жилой, а какой заброшен, где находится школа, а где промышленное предприятие. Даже вид дорожного покрытия там четко обозначен!

 

Любовь к картографии у Вячеслава с детства, в одиннадцать лет он от руки нарисовал подробный план Мариуполя. Уникальность этой работы в том, что в то время город был закрытым, а все "гражданские" атласы находились под запретом. После этого будущий картограф начертил подробные планы нескольких приморских городов, а со временем стал создавать профессиональные атласы. Без работы он не останется, ведь множество населенных пунктов страны до сих пор не нашли

адекватного отражения на бумаге.    

 

- Если в Киеве чуть ли не каждые три месяца выходят подробнейшие карты, то в регионах обновления происходят в лучшем случае раз в два-три года, - говорит Вячеслав Чуприн. - Конечно, в Киеве больше туристов, более развит бизнес, но спрос на качественные карты в регионах не намного ниже.

 

Сегодня созданием карт в Украине занимаются как государственные, так и частные предприятия. Последние, как правило, уходят от устаревших канонов, которым уже десятки лет, ради удобства пользователей. Ведь облик городов стремительно и не по правилам меняется. Например, все чаще появляются удивительные казусы, такие как улицы без домов или дома, стоящие в километре от своей улицы. Одними стандартами тут не обойтись, большую роль играет личность картографа, который должен быть влюблен в свое дело.

 

Как отличить хороший атлас от "просто атласа"

 

* Хороший атлас дает возможность удачно спланировать поездку. Для этого просто необходимо четкое разграничение в обозначении асфальтированных и грунтовых дорог. Однако во многих картах или атласах все улицы обозначены одинаково - никогда не знаешь, куда заедешь! Очень важны обозначения основных проездов (обычно желтым цветом), препятствий и преград на дорогах, направления движения и т. д.

 

* Часто бывает, что дом расположен не на самой улице, а в глубине жилмассива. Из-за этого происходит неразбериха и порой невозможно найти нужный адрес. Обращайте внимание на привязку номеров домов к улице. В удобных атласах номер на доме будет подписан вместе с названием улицы. Специально для проверки можно узнать несколько "трудных" адресов и посмотреть, как они выглядят на карте. На первый взгляд кажется, что это мелочь, но без нее карта становится бесполезной - легче у старушек на лавочке спрашивать.

 

* Важный плюс атласа, если в нем указано назначение зданий. К примеру, нежилые - серые, жилые - коричневые, гостиницы и общежития - розовые.

 

* Очень удобно, если обозначены границы промышленных предприятий, лечебных учреждений, учебных заведений и т. д., а также если подписаны их названия, вплоть до номеров и назначения корпусов вузов и больниц. Обращайте внимание на эти фрагменты, по ним с легкостью можно определить более функциональный атлас.

 

* В самых лучших атласах обозначены придомовые подъезды внутри кварталов и все препятствия на них - шлагбаумы, бетонные блоки, ограничители высоты.

 

* Многое может рассказать информационный блок. Если в списке телефонов "первой необходимости" вы встретите номера старого образца, то база явно перепечатывается двадцатый раз с атласов начала века. Такой информационный блок полностью бесполезен, а сама карта, скорее всего, окончательно запутает, а не поможет найти нужный адрес.

 

Немного истории

 

* Первые карты на территории Украины появились еще в доисторическую эпоху. Среди них нацарапанная на бивне мамонта схема, найденная у села Межиричи на Черкасщине. Неизвестный картограф изобразил реку, лес и несколько хижин, но понять, где находился древний населенный пункт, естественно, невозможно.

 

* Во времена античности наши земли прорисовывали греки и римляне. Эти очень приблизительные карты давали лишь поверхностное представление о северном побережье Черного моря. Более подробные карты с указанием географических названий, рек и населенных пунктов стали появляться начиная с XVI века. Их создавали чужеземные картографы, которые выполняли заказы колонизаторов и завоевателей.

 

* Одна из самых известных карт Украины XVII века принадлежит Гийому де Боплану, французскому военному инженеру на службе польского короля. Эта карта впервые и достаточно широко популяризовала слово "Украина" в Европе.

 

* Самые подробные карты Украины появлялись накануне и во время мировых войн. Одну и ту же территорию детально фиксировали картографы воюющих сторон. В советское время масштабы "гражданских" карт сознательно искажались. Например, центр города брался крупнее, а окраины мельче. Порой картографы на несколько градусов изменяли направление север - юг. Считалось, что это затруднит военное вторжение вероятного противника. Однако с появлением спутников от этой дезинформации отказались в виду ее явной бессмысленности.