Троллейбусных билетов по 50 копеек скоро не будет нигде. Вторая половина лета ознаменовалась очередным подорожанием, на этот раз проезда в общественном транспорте. Цена троллейбусного, трамвайного или автобусного билетов выросла уже практически во всех городах области. Города, где проезд в трамваях и троллейбусах по-старому стоил 50 копеек, оставались последними островками. Теперь цены растут и там.
В Макеевке с 1 августа проезд в электротранспорте вырос с 50 до 75 копеек, то есть вполовину.
-Рост тарифов на электроэнергию - одна из причин подорожания, но отнюдь не единственная, - говорит начальник отдела транспорта Макеевского городского совета Александр Коренев. - Кроме нее, есть и экономика предприятий: нам ведь нужно учитывать и заработную плату сотрудников, и множество других нюансов. Да и по закону о горэлектротранспорте предприятие не может быть убыточным. Вопрос о повышении стоимости проезда рассматривался еще в мае, мы оттягивали его, но дальше тянуть на себе уже нет возможности.
По словам начальника отдела транспорта, себестоимость проезда составляет более 80 копеек. Посильную поддержку оказывает Макеевский городской совет, но и у него множество своих проблем. Государственных перечислений не хватает, как, например, в случае со льготниками. Реальный коэффициент их выше, чем тот, который был запланирован бюджетом, а потому предприятия общественного транспорта несут убытки.
В Мариуполе также решили не замораживать стоимости проезда в городском транспорте и с первого августа повысили ее на 25 копеек. Теперь автобусный билет стоит гривну, а в трамвай с троллейбусом пустят за 75 копеек. По самым скромным расчетам транспортников, себестоимость перевозки одного пассажира в мариупольском электротранспорте составляет 1 гривну 36 копеек, и это при условии, что оплачивать проезд будут абсолютно все пассажиры, невзирая на "корочки".
-Говорить о рентабельности даже после этого повышения не приходится, - сказал корреспонденту "КП" Александр Коленков, секретарь Мариупольского горсовета, - но хоть как-то поддержать городской транспорт просто необходимо.
Подорожание проезда позволит увеличить зарплату сотрудникам ТТУ, потому что в последнее время остро встал вопрос о сохранении коллектива. Да и автопарк ремонтировать нужно, чтобы не разваливался на дорогах. А откуда деньги брать? Ежедневно горэлектротранспортом пользуются около 160 тысяч пассажиров, и только 28% из них оплачивают проезд. Остальные - льготники.
Зато вот в Горловке цена еще не взлетела. Проезд там сейчас стоит 50 копеек (для троллейбусов и трамваев) и 1 гривну (для автобусов). Эти тарифы городская власть не пересматривала с февраля 2006 года. Правда, очередной проект пересмотра цен уже рассматривается. Скорее всего, он воплотится в жизнь с сентября.
-Мы пока еще не знаем, сколько будет стоить проезд в троллейбусах и трамваях, - говорит начальник управления экономики промышленности, транспорта и связи Горловского горисполкома Юрий Трунов. - Но это будет примерно от 75 копеек до 1 гривны. Причем мы можем заверить горожан: все расчеты будут проверены, мы привлечем к этому общественность.
Среди других крупных городов держится пока и самый крупный - Донецк. Выстоял он по понятным причинам - областной центр имеет гораздо больше ресурсов. Но и здесь подорожания не избежать, муниципальные власти говорят об этом прямо. Вопрос планируют рассмотреть на ближайшей сессии городского совета. Донецкий мэр заявил, что себестоимость проезда в общественном транспорте составляет около 1 гривны.
-Дорожает дизельное топливо, постоянно растет цена на электроэнергию, - сетует Александр Лукьянченко. По его словам, подорожания не избежать, но насколько - определят специалисты, проводящие точные расчеты. Сроки пока также неизвестны, но, скорее всего, это будет начало осени.
Ситуация безвыходная или, как говорят, используя шахматный термин, патовая. Не возрастет стоимость проезда - не будет транспорта. Что ж, таковы реалии, будем привыкать. Только вот не начнут ли к зиме брать деньги за воздух? Это, кажется, единственное, за что мы еще не платим...