24 ноября
Загрузить еще

Донецкие радикалы хотят установить памятник Стусу

Донецкие радикалы хотят установить памятник Стусу

Среди неформалов самыми популярными остаются националистическая и марксисткая идеологии.

Адольф Гитлер и Владимир Ленин - вожди, породившие в начале прошлого века два тоталитарных режима. Символично, но эти двое, перевернувшие историю целой эпохи родились с незначительной разницей во времени. Владимир Ульянов - 22 апреля, Адольф Шикльгрубер - 20 апреля. Правда, с разницей почти в 19 лет. Однако, несмотря на громкие падения режимов, идеи этих политиков продолжают будоражить умы. "Комсомолка" выяснила, есть ли последователи радикальных идей в Донецке.

Эпатажные акции

Как известно, неформалы, которые предпочитают адаптировать к современной жизни "коричневые" идеи, афишировать свою работу не любят. Поскольку очень легко могут получить ярлык "скинхеды", а тут уже и до проблем с законом недалеко. Вот поэтому любители почитать "Майн кампф" в оригинале предпочитают залечь на самое дно, ограничиваясь ночными вылазками с разрисовыванием стен свастикой. Но, чтобы не пришлось действовать только в подполье, на горизонте периодически появляются различного толка националистические организации. Как правило, абсолютно все в основу своей работы ставят так называемый "крайний патриотизм".

Например, в течение последнего года в Донецке большую популярность обрело такое молодежное движение как "Поштовх". Автографы активистов этой организации можно видеть в самых разных местах города. По сути, сейчас "Поштовх" - это несколько десятков человек из числа студентов крупных университетов.

- Мы считаем себя патриотической организацией и уверены, что нужно содействовать возрождению украинской культуры во всех сферах. А кроме того, защищать украинский язык в Донецкой области, - вот так председатель правления молодежной организации "Поштовх" Юрий Матущак обозначил свои программные цели.

Силами таких идейных националистов в Донецке проходили акции к юбилею одиозного исторического персонажа Романа Шухевича, печать тематических листовок, акции, связанные с Голодомором.

- Кроме того, в нашей организации действуют специализированные кружки. Например, мы планируем смотреть фильмы, которые были запрещены в советское время, и у нас есть свои поэты и писатели, которые выставляют на суд общественности свои произведения, - рассказывает Юрий Матущак.

В Украине есть 3 беды

Вот только на фоне вроде бы мирно настроенной молодежи есть и борцы со стажем. Речь конечно, идет о знаменитом движении УНА - УНСО (Украинская национальная Ассомблея - Украинская национальная самооборона). В Донецкой области таковых не много, примерно сотня человек, под началом бывшего шахтера Михаила Федоренко.

- Вы когда-нибудь видели еврея в шахте? Или цыгана? - вот так начинает разговор председатель Донецкой областной организации УНСО Михаил Федоренко. - Нет, я не говорю, что есть плохие нации или хорошие. Просто так сложилось, что не все люди любят работать...

Так рассуждают местные радикалы, и идеи их не новы. По мнению этих людей, страна погибает из-за трех проблем: мафии, евреев с цыганами и "москалей"! Особенно достается последним, которые якобы не уважают украинскую государственность, не признают независимость и все время норовят забрать так неосторожно подаренный Крым... Кстати, представители УНА - УНСО глубоко возмущены тем, что часто слышат в свой адрес обращение - "фашисты".

- Нам необходимо построить единое суверенное государство. Терроризм мы считаем уделом слабых. Да, есть горячие головы, которые хотят сбросить ночью памятник Ленину, но это недостойно. Нужно сначала коммунистические идеи уничтожить, а потом уже и памятники, - считает Михаил Федоренко.

К слову, от своего участия в разрисовывании стен свастикой представители УНСО яростно открещиваются. Хотя и оговариваются, что по международным нормам можно быть носителями любой идеологии, а свастика - не больше чем крест в восточной культуре. То ли дело, когда на стене написано греющее душу - "Слава Украине!". Вот, правда, к сожалению, в Донецке чаще можно встретить на заборе другое - "Бей москалив".

Что интересно, и те и другие представители националистических движений сходятся в том, что Донецку не хватает памятника Василю Стусу. А вот без Степана Бендеры пока можно обойтись, ведь к истории города он отношения никакого не имеет.

Марксисты против фастфуда

Организация марксистов (ОМ) в Донбассе насчитывает несколько десятков человек. Это скорее кружок, вполне независимый, а значит, небогатый. Познакомиться с ними удалось только через сайт, адрес которого был написан краской на стене - вполне пролетарский способ пропаганды! Ребята в ОМ оказались молодые, но кое-кто успел уже побывать в КПУ и даже разочароваться в отходе партии от идеалов марксизма. Они читают первоисточники, стараются жить по ним, изредка участвуют в различных акциях.

- Например, мы пикетировали "Макдональдс" на площади Ленина, - рассказывает Константин Луговой, координатор ОМ в Донецкой области, - С нами были плакаты: "Куба - наш друг, Америка - враг, мы презираем жирный биг-мак!" и "Галушки - сила, биг-мак - могила!"

В американском фастфуде марксистов возмущает не столько синтетическая пища, сколько сам факт наличия у нас транснациональной корпорации, воплощения капиталистического зла. Но злу они противостояли довольно мирно - при помощи звукоусиливающей аппаратуры и распространения листовок.

Наряду с другими омовцы уважают Че Гевару. Хотя они признают, что латиноамериканский революционер был не вполне марксистом, но ценят его за революционный порыв, обостренное чувство справедливости и бескомпромиссность. Че и здесь стал примером для подражания.

Марксисты - принципиальные противники фашистов. Если им становится известно об акции подобных организаций, они непременно попытаются ее сорвать. За это фашисты иногда бьют марксистов, но это не останавливает последних - борьба есть борьба. К слову, недавно в Краматорске ОМ приняла активное участие в фестивале антифашистского кино, во время которого крутились документальные фильмы по теме. Учитывая, что подобные мероприятия почти никто не проводит, фестиваль вызвал интерес краматорчан.

В качестве основной своей цели донецкие марксисты указывают просветительскую работу, которая в итоге должна разбудить массы. А потом - как пойдет. По их мнению, вовсе не обязательно восстанавливать государство, которое было у нас до 1991 года. Нужно создавать новое, которое будет "этапом триумфального прощания человечества с капиталистической частной собственностью". Но пока неизвестно, захотят ли массы пробуждаться именно в эту сторону.