16 сентября
Загрузить еще

В Донбассе уничтожили 240 000 жителей

В Донбассе уничтожили 240 000 жителей

Завтра - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В связи с этим "Комсомолка" решила пройтись по страницам истории. Пожалуй, самым страшным считалось оказаться в лагерях для военнопленных. Их в Донецком регионе было четыре. Здесь над людьми издевались, как хотели: выгоняли зимой на холод, а в жаркой бане до костей терли спины железными мочалками. За годы оккупации гитлеровцы расстреляли, замучили, сожгли, повесили, заживо сбросили в шахты, замуровали в карьерах и умертвили в специальных машинах-"душегубках" 240 тысяч жителей нынешнего Донецкого региона.

Колодец смерти

Для самого большого лагеря военнопленных немцы выбрали территорию клуба им. Ленина и центральной поликлиники (ныне ДК им. Ленина и областная клиническая больница). Здесь зимой 1942 года заключенных целыми днями держали на морозе, а на ночь загоняли в неотапливаемое помещение клуба. Летом страдавшие от жары военнопленные по 3-5 суток не получали воды, их постоянно били. В результате в день умирало до 200 человек. Общее число жертв составило 50 тысяч... Остальные три лагеря - на Петровке, в Ларино и лагерь "Ланц" в помещении центральной базы - забрали жизни у 40 тысяч человек (каждый).

"Колодец смерти" - так в народе назвали шахту 4-4 бис на Калиновке, в шурф которой немцы сбросили 75 тысяч жителей города. Сейчас на этом месте стоит мемориал.

- Некоторые сомневаются в цифре, говорят, что невозможно поместить в одну шахту столько трупов, - рассказывает Жанна Крыжная, заведующая отделом истории советского периода Донецкого областного краеведческого музея. - Но немцы очень практичные. Они поливали трупы кислотой, а затем посыпали щелоком. Это способствовало тому, что процессы гниения шли быстрее. Вся эта масса оседала и тогда в яму помещалось больше трупов. Именно поэтому в сравнительно небольшие ямы вмещалось такое огромное количество людей.

- Помимо "Колодца смерти" были еще шахты, в шурф которых тысячами сбрасывали людей?

- Да. Шахта "Богдан" (15 тысяч) и "Красино" (20 тысяч). Это были три (вместе с 4-4 бис) крупных шахты, куда сбрасывали трупы в таком количестве. Бросали туда и еще живых людей.

Приют "Призрение"

В Макеевке есть памятник детям - подневольным донорам, аналогов которому нет в мире. Оказывается, в годы оккупации в городе был создан детский приют "Призрение" (от старорусского "зрак", что в переводе означает "взгляд", то есть в смысле "дом присмотра"), а по сути приют смерти, который только за одну неделю унес жизни трехсот детишек... Раскрыть правду помогли три тетради, попавшие в руки председателю Макеевской городской организации Украинского союза узников-жертв нацизма Ларисе Симоновой. В них велись записи о детях, которые попадали в приют... Здесь были комнаты, где проходил забор крови (ее использовали для раненых немцев), кладовые, куда складывали детские трупы, кухня, где стояли бочки с кровью, привезенные с бойни. Над ними постоянно летали большие зеленые мухи. Кровь запекали на специальных листах и кормили детей. Многие от этого умирали.

Мертвая зона

Когда советские войска вошли в Донбасс, их глазам предстала жуткая картина - кругом трупы. В подвалах домов, в ямах, в шурфах шахт, в силосных ямах колхозов - все было переполнено умершими. Кстати, во время войны приказ немецкого генерала Манштейна буквально звучал так: "На территории Донецкой области не должно остаться ни одного целого вагона, ни одной целой коровы, ни одного живого человека, ни одной неиспорченной техники. Донбасс должен превратиться в мертвую зону".

Факты истории

В Мариуполе лагерь военнопленных находился в здании бывшего завода им. Ильича. Оттуда ежедневно вывозили по 4-5 подвод умирающих от голода и холода людей и сбрасывали их еще полуживыми прямо в снег. А в здании портовой школы № 19 оккупанты отмечали умирающих от голода красноармейцев белым крестом на спине и груди, вывозили их за территорию порта и пристреливали.

В феврале 1943 года больных и раненых военнопленных в одномбелье заперли в 18 товарных вагонах, вывезли в Старокрымский тупик и там заморозили.

Только цифры

За 22 месяца оккупации немецко-фашистские захватчики разрушили в Донбассе 140 шахт, 50 крупных заводов, 14 электростанций, 1118 колхозов. По данным Чрезвычайной государственной комиссии, гитлеровцы убили 143 367 советских военнопленных, 252 230 угнали в Германию.

Кстати

Во дворе дома на пересечении ул. Университетской и пр. Богдана Хмельницкого оккупанты сожгли 150 человек - сотрудников Донецкого индустриального института, их детей и родственников.

...А в это время в Луганске

Умирали от голода и обморожений

Летом прошлого года Управление СБУ в Луганской области начало работу по восстановлению исторических сведений, касающихся мест принудительного содержания военнопленных и гражданского населения на территории Луганской области в период фашистской оккупации - в 1941 - 1943 годах.

Для поиска информации, касающейся немецких концентрационных и трудовых лагерей, тюрем и других мест, где содержались советские военнопленные и гражданское население, работникам архива управления пришлось изучить 19 158 архивных уголовных дел (20 259 томов). Архивариусы установили, что на территории Луганщины в годы войны действовало 58 мест принудительного содержания, в которых находилось от нескольких десятков до нескольких тысяч узников. Один из крупнейших концлагерей располагался в городе Красный Луч на шахте № 17-17 бис.

В лагере томились партийные работники, члены семей командиров

Красной Армии, евреи, военнопленные. С октября 1942 по февраль 1943 года там было уничтожено 1500 советских граждан. В селе Кондрашовка Станично-Луганского района размещался лагерь для содержания советских военнопленных офицерского и рядового состава. В общей сложности там были расстреляны или умерли от голода и обморожений около 500 человек. Около 1200 людей были замучены в концлагерях на хуторах

Петровский и Диброво (Меловской район). Еще 517 пленных солдат и офицеров Красной Армии расстреляны, умерли от голода и болезней в лагере на шахте № 30-35 в селе Михайловка.

Более 250 человек расстреляно в тюрьме при немецкой орткомендатуре

в Алчевске. Но, как говорят сами архивариусы, восстановить полный список жертв по прошествии стольких лет очень тяжело.

Их могли быть и десятки тысяч.