23 декабря
Загрузить еще

Ректор ДонНУ Владимир Шевченко: «Тестирование выстроило Берлинскую стену между вузом и школой»

Ректор ДонНУ Владимир Шевченко: «Тестирование выстроило Берлинскую стену между вузом и школой»
Фото: Фото К.Буновский

Редакционный телефон «Комсомолки» буквально раскалился от звонков выпускников и их родителей. Если обобщить, всех волновал один единственный, но жизненно важный вопрос: – как будут принимать в вузы в этом году. О подробностях новой вступительной кампании читателям рассказал ректор ДонНУ, председатель Совета ректоров вузов Донецкой области, «Герой Украины» Владимир Шевченко.

На ВНТ достаточно двух предметов

*Карина из Донецка беспокоит. Владимир Павлович, только всё устаканилось. К чему эти реформы ближе к началу новой вступительной кампании?

- Дело в том, что та система приёма, которая действовала два предыдущих года, выстроила Берлинскую стену между средним и высшим образованием и отстранила вузы от подбора своего контингента. Образно выражаясь, почему кто-то выбирает мне жену, имена для моих детей? Почему я, как будущий муж и отец, не могу принимать в этом участия? Никто не говорит, что система тестировании не нужна. Да, она необходима, но не в такой утрированной форме. Такого нет ни в одном из лучших европейских университетов, на которые нас обязывают ориентироваться в связи с Болонским процессом. Вуз не должен отстраняться от выбора своего контингента. Причин тому много. Во-первых, у ребёнка должен быть талант к специальности, на которую он поступает. К примеру, тест по той же математике сдают на большинство специальностей – историю, экономику, химию и т.д. Но уровень заданий для абитуриентов, которые поступают именно на математический факультет, должен быть гораздо выше.

Кроме того, введение ВНТ привело к тому, что высшей школе стало совершенно безразлично заниматься школьниками – вести занятия в малой академии наук, школах юных филологов, химиков и т.д.

А ведь не секрет, что уже на сегодня наши вузы много потеряли. На протяжении 30-ти лет мы, по истечении первой недели учёбы, проводим среди нового набора студентов контрольные работы по предметам, которые необходимы для каждой конкретной специальности. До введения тестовой системы количество положительных результатов срезов было на уровне 80-85%, сейчас – 20-25%.

*Может, ближе к лету, тестирование вообще отменят?

- Тесты в полной форме сейчас уже отменить невозможно. Затрачены огромные деньги (под 300 миллионов гривен). Так лучше б эти миллионы пустили на улучшение материальной базы школьных лабораторий, компьютерных классов. Давайте посмотрим на школьные лаборатории химии, физики. Есть ли они вообще? Как можно в ребёнке зажечь любовь, допустим, к химии, если он не видит «натуры», эксперимента?

Возможно, уже в следующем году тестирование претерпит ещё кое-какие изменения. Зачем такое количество предметов выносить на ВНТ? Я не понимаю, как можно по тестам определить умение человека разговаривать на иностранном языке. На мой взгляд, достаточно 2-х предметов, которые и определяют уровень подготовки выпускника общеобразовательной школы. Это украинский язык и литература и математика, так как они пронизывают учёбу от 1-го до выпускного класса. Третий предмет по выбранной специальности ребёнок должен сдавать профессору в университете.

Среди льготников будет конкурс

*Добрый день. Ирина Викторовна из Енакиево беспокоит. Скажите, не повторится ли в этом году ситуация с льготниками, когда из-за них даже отличники не могли поступить на бюджет?

- Чтобы избежать засилья льготников (а многие из льготных категорий, на мой взгляд,  появились чисто из политических мотивов), теперь, в зависимости от конкурса, приёмная комиссия будет самостоятельно устанавливать квоту на бюджетные места для этой категории (до 50% мест). То есть и среди льготников будет свой конкурс. В прошлом году у нас получилось на 1170 бюджетных мест 1164 заявления от детей льготных категорий. Что делать? Закрывать работу приёмной комиссии, а остальным детям - будьте здоровы? Мы взяли на вооружение статью из Конституции – у всех равные права при доступе к высшему образованию. И приняли решение – 50% от плана набора – льготникам. Конечно, тут же подверглись жёсткой критике. Но нельзя же ребёнка, у которого 200 баллов по всем тестам, победителя олимпиад и не зачислить. Кроме того, если абитуриент хочет воспользоваться своей льготой, то должен сдать сразу оригинал документов.

Плана набора до сих пор нет

*Здравствуйте. Елена из Донецка. Я слышала, что с этого года будет три вида магистратуры – исследовательская, карьерная и профессиональная. Чем они отличаются?

- Во-первых, новый министр уже приостановил этот приказ. Ситуация очень проста – чтобы реформировать образование, нужны деньги, а их нет. Все изменения, касающиеся магистратуры, ничем не были финансово подкреплены. Если ввести три вида магистратуры, увеличивается количество потоков, соответственно, и лекций. Нам необходимо задействовать больше преподавателей. Но у нас нет такой возможности.

Идея разделить магистратуру на карьерную (студента настраивают на работу в конкретной отрасли), исследовательскую (готовят к научной деятельности, в аспирантуру) взята из зарубежных вузов, но при нашем финансировании это невозможно. Наш бюджет  - около 100 миллионов гривен в год. Этого хватает на заработную плату педагогам, стипендии и (частично) оплату коммунальных услуг. А в ведущих университетах Европы – миллиарды. На смену лабораторного оборудования, пополнение библиотечного фонда мы уже более 30 лет ни копейки не получаем. При этом, если взять бюджет европейского вуза, там 40% составляют отчисления промышленных компаний, у нас - менее 1%. Точно так же и в науке. А в советском законодательстве было прописано: если предприятие делает отчисления на развитие науки, образования, то получает налоговые льготы. Сейчас об этом идёт речь. Но пока не закончатся политические прения, этот вопрос с места не сдвинется.

*Добрый день. Меня зовут Алла, я из Донецка. Владимир Павлович, как вы считаете, в новом бюджете будут положительные изменения в сторону образования?

- По высказываниям Премьер-министра можно уже сейчас сделать вывод, что, по крайней мере, не в этом году. Разве только за счёт сокращения бюджетного набора. И я боюсь, что это может повлечь за собой сокращение преподавательского состава.

Кстати, плана набора на этот год до сих пор ещё нет – ни в бакалаврат, ни в магистратуру. И такая картина у нас наблюдается вот уже на протяжении 10-ти лет – сколько у нас мест узнаём только за неделю до начала набора. В советские времена план был у нас на руках уже декабре-январе.

*А как же дарованное в этом году право вузам самим устанавливать количество бюджетных мест?

- Могу сказать, что это были чисто политические заявления. И никаких отступлений я, как ректор, от плана набора сделать не имею права. Мы можем варьировать соотношение между бюджетными/договорными местами, но в пределах лицензированного объёма. А перераспределять между специальностями уже не имеем права.

Вводить экзамены некорректно.

*Добрый. Беспокоит Светлана Владимировна Назарьева из Мариуполя. Слышала, в этом году при поступлении учитывается и аттестат, причём оценки переведут в 200-балльную систему. Интересует, кто и как будет пересчитывать баллы?

- Приёмная комиссия. По специально разработанной в МОН методике. Учитываться будут абсолютно все предметы, из которых выведут средний балл аттестата.

Фактически проходной балл будет состоять из следующего: средний балл аттестата, три сертификата ВНТ (2 обязательных предмета – украинский, математика или история Украины и один по выбору) и, если посчитает нужным вуз, - собеседование по необходимому для конкретной специальности предмету.

Но, на мой взгляд, будет некорректно по отношению к абитуриентам вводить сейчас для поступления в вуз экзамен. Для подготовки осталось слишком мало времени. Обычно правила приёма оглашаются в ноябре-декабре и, ориентируясь на них, дети готовятся. Изменения в последний момент только создадут нервозность.

*Ещё один вопрос. Подавать документы можно всего на три специальности в одном вузе или три на очное и столько же на заочное?

- В пять вузов, на три специальности в каждом. Имеется в виду и очное, и заочное.

*Добрый день, Катерина из Донецка. Владимир Павлович, как считаете, в перспективе смогут ли абитуриенты выбирать язык обучения в вузе?

- Такие разговоры ходят, но окончательное решение ещё не принято. Но, если вспомнить советское время, в вузах всех республик были так называемые русский и национальный потоки. В нашем университете и до сегодняшнего дня на многих специальностях есть как украинский поток, так и русский. Примерно 60% контингента студентов у нас обучается на государственном языке, 40% - на русском. Мы сами себе увеличили нагрузку на преподавателей. Но если бы мы этого не сделали, то дети-медалисты из русскоязычных школ поступали бы в другие вузы. А нам нужны таланты независимо от того, на каком языке они разговаривают.

*Добрый день. Меня зовут Галина. Вопрос к Владимиру Павловичу. Каждый журнал публикует свой рейтинг вузов, насколько им можно доверять?

- Сложно. Рейтинги, которые составляют разные издания, организации очень разночтимые. И в большинстве случаев здесь проглядывают чьи-то интересы, объективности нет. Общегосударственного официального рейтинга у нас не существует.

Полная версия для сайта

*Андрей из Донецка беспокоит. Владимир Павлович, что мешает украинским  университетам стать на уровень ведущих мировых вузов?

- Могу повторить, что сказал в присутствии президента на совещании ректоров вузов Украины. На вопрос, готовы ли украинские вузы войти в европейское сообщество университетов, ответ следующий – нет, не готовы. И причин несколько. Первое, это недостаточное финансирование. Второе – слабая материальная (учебная и научная) база. Болонская система предполагает увеличение доли самостоятельного обучения студента. А для этого должен быть доступ к всемирной сети, библиотечному фонду и т.д. Как это возможно обеспечить, если на один компьютер – 5-6 студентов? Третье препятствие – только 3-5% выпускников вузов Украины владеют каким-либо иностранным языком.

*Здравствуйте. Татьяна из Донецка беспокоит. Мой ребёнок оканчивает техникум и хочет продолжить учёбу в университете. Он должен сдавать тестирование?

- Есть несколько вариантов. Если он планирует поступать на специальность, по которой учился в техникуме, то по собеседованию зачисляется сразу на 2-ой курс. Если специальности не пересекаются – то сдавать тест, как и выпускники школ.

* Лариса Григорьевна. Донецк. Скажите, сократят ли в этом году количество мест на экономические специальности?

- Разговоров на эту тему сейчас ходит очень много, особенно о качестве подготовки. Выпуск специалистов в области экономики и финансов, права резко увеличился. Наверное, наступил момент, когда государству нужно вмешаться. Заниматься подготовкой студентов по этим направлениям должны только профильные вузы. Что касается сокращения набора уже в этом году, то план мы ещё не получили. Но не исключено, что количество бюджетных мест на экономические специальности будет меньше.

*Юлия. Донецк. Владимир Павлович, здравствуйте. У меня такой вопрос – когда я поступала в ваш университет, в договоре было четко прописано: если я проучусь первый курс на одни пятёрки, меня переведут на бюджет. В общем, училась я на отлично, но ни на втором, ни на третьем курсе этого не произошло.

- Значит, мы не смогли выполнить своё обязательство, так как не появлялось вакансий на бюджете. Порядок, как правило, такой: я, как ректор, имею право переводить учащихся с платной формы обучения на бесплатную только при одном условии – если на бюджете появляется вакансия. Первый претендент – отличник с контракта.

* Анна Касаткина из Донецка. Скажите, было ли так уж необходимо начинать реформу приёма в вузы в конце учебного года, может, стоило подождать до 2011-го?

- Что касается нынешних изменений, на мой взгляд, стоило. Ребёнок прилежно учился в школе, а его достижения за 11 лет – медаль, участие в олимпиадах, конкурсах республиканских, международных нигде не пригодились. А только ВНТ - панацея для поступления. А результаты тестирования, с моей точки зрения, во многом – случайность. Теперь ситуация коренным образом изменилась.

*Здравствуйте, меня зовут Софья. Интересует такой вопрос: отменят-таки квалификацию специалистов в вузах?

- По проекту, который принимался при подписании Болонской конвенции, уже в 2010 году должны готовить только по двум квалификациям – бакалавр и магистр. Специалиста отменить. Однако фактически мы не отказались от старой системы, а новую внедрить по-настоящему не можем. Пока на следующий год и специалисты, и магистры в плане набора есть. Только конкретных цифр мы ещё не получили. Если же оставят только магистратуру, то, думаю, количество мест составит не более 30% выпуска бакалаврата.

Не боитесь, что начнут покупать места в магистратуру?

- Вот так и получается: с одной стороны - боремся с коррупцией, с другой – подталкиваем. Конечно, это шутка. Так как при поступлении в магистратуру за основу берутся показатели по учебе в вузе.