Таков, по подсчетам правоохранителей, итог бурной деятельности «кардеров» охотящихся за деньгами с платежных карточек жителей Донбасса.
- В национальных масштабах ущерб еще более ощутимый. Из-за мошеннических операций банки и их клиенты потеряли 12 970 тысяч гривен. – констатирует начальник центра информатизации Донецкого управления Национального банка Украины Сергей Чеславский. – При этом 97 процентов убытков связаны с использованием карточек международных платежных систем Visa и MasterCard.
Причина, по единодушному мнению специалистов Нацбанка, заключается в том, что банки-члены сих популярных платежных систем мало озабочены защитой конфиденциальности информации. К тому же, упорно продолжают выпускать карточки с магнитной полосой. А «полосатый» пластик давно уже считается вчерашним днем IT-технологий, поскольку надежной защиты данных не гарантирует. Этим и пользуются мошенники.
- Мы занимаемся этой проблемой уже девять лет. – говорит начальник отдела по борьбе с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и компьютерных технологий ГУМВД Украины в Донецкой области Станислав Рогозин. – И с каждым годом проблема все более актуальна. В 2009-ом по факту мошенничества с платежными карточками возбуждено 10 уголовных дел.
По словам борца с компьютерной преступностью так называемые «кардеры» - представляют собой хорошо организованные преступные группы с четкой вертикалью и раделением обязанностей. Ради получения информации о ПИН-кодах карточек банковских клиентов они идут на любые уловки.
- Сегодня у них на вооружении накладки на клавиатуру банкоматов оснащенные SIM-картами, передающими информации прямо на мобильный телефон, специальные аппарату – стримеры снимающие данные в тот момент, когда карточку вставляют в банкомат, клоны сайтов коммерческих банков, где клиентом под видом новых банковских сервисов предлагают предоставить все данные о своем счете и карточке. – констатирует Станислав Рогозин.
Последняя уловка мошенников – так называемая «ливанская петля». Всех технических нюансов ее правоохранители по понятным причинам не раскрывают. В общих чертах сценарий прост. Банкомат снабжается специальным устройством «заглатывающим» карточку и блокирующим все операции с ней. И когда жертва кидалова начинает нервничать, так и не дождавшись возврата своего пластика, некий прохожий советует ему ввести ПИН-код. Дескать, поможет. Результата конечно нет. Расстроенный клиент отправляется разбираться с банком. А в это время его карточку спокойно извлекают и «чистят» до последней гривны.
- В этой связи, хочется еще раз напомнить дончанам об элиментарных правилах безопасности работы с банкоматами и пластиковыми картами. – сделал ударение Сергей Чеславский. – Никому и ни под каким видом не открывайте свой ПИН-код, не принимайте «помощь» посторонних, не снимайте деньги в банкоматах показавшихся вам подозрительными, прикрывайте рукой клавиатуру от стоящих рядом, когда вводите код. Помните, снятие денег – дело интимное!
Кстати
По мнению специалистов Донецкого управления Нацбанка Украины. Решить проблему мог бы переход с «полосатых» магнитных карточек на снабженные чипами. Последние невозможно ни поделать ни воспользоваться хранящейся на них информацией. Однако глобальные платежные системы не спешат вкладывать деньги в собственную безопасность.