Строительство Донецкой железной дороги началось 5 мая 1868 года, сообщает пресс-служба ДЖД.
Железную дорогу проложили в рекордно ороткие сроки — всего за 20 месяцев, и уже 23 декабря 1869 года (5 января 1870 года по новому стилю) состоялось торжественное открытие движения на участке Харьков—Славянск— Таганрог.
Директора Музея истории и развития Донецкой железной дороги Владимира Донченко рассказал, что первая магистраль соединила сельскохозяйственные районы Курской и Харьковской областей с Донбассом и Таганрогом, дорога имела выход в центр страны и к Азовскому и Черному морям. Управление железной дороги размещалось тогда в Харькове, пишетilich.in.ua.
На территории Донбасса железная дорога имела три участка: Лозовая—Славянск, Славянск—Харцызск и Харцызск—Таганрог общей протяжностью 332 версты.
Современную территориальную структуру Донецкая железная дорога получила 15 мая 1953 года благодаря объединению Северо—Донецкой и Южно—Донецкой в Донецкую железную дорогу.
Сегодня магистраль пролегает по территории Донецкой, Луганской, частично Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областей. Эксплуатационная длина магистрали составляет 2,820 тысяч километров (13% от общей длины железных дорог Украины).