"Всего на 50% компенсирует государство проезд пассажиров льготных категорий, и то лишь в муниципальных автобусах",- говорят в Донецком горсовете. Что же касается других перевозчиков, то они возят льготников безвозмездно и, как правило, неохотно. Пассажиры "с книжечкой" на реакцию водителей обижаются.
80-летний дончанин Игорь Тищенко - пассажир льготной категории. Он - участник войны - законно может пользоваться правом бесплатного проезда. Говорит, что в юности он в тылу воевал с фашистами, а сейчас иногда приходится воевать с водителями автобусов.
Игорь Тищенко, участник войны: "Они такую атмосферу создают неприязненную, что не хочется туда заходить. Часто кричат, что вас столько льготников собралось. Так мы ж не виноваты, что мы льготники".
Чтобы не чувствовать себя в роли просителя, Игорь Ильич редко заходит в маршрутки и предпочитает пользоваться муниципальным автобусом, а также троллейбусом и трамваем, там его возят без вопросов. Водители маршруток тоже заметили, что льготников стало ездить у них не так много
Олег, водитель: "Раз на раз не приходится, бывает, никого нет, а бывает 3-4 льготника в день не больше".
27 льготных категорий пассажиров могут бесплатно ездить в муниципальном транспорте, в маршрутных такси - таких категорий меньше - около десятка. Не в камеру водители признаются, что и льготники бывают такие, которых везти не хочется, а приходится. Ведь, если они пожалуются в исполком, за отказ водителю грозит штраф 100 гривен, или, точнее, платный инструктаж. Перевозить же всех людей "с удостоверением" частным извозчикам не выгодно: дорожают топливо и запчасти, повышается зарплата, тариф же на проезд остается прежним.
Вячеслав Мельников, учредитель автотранспортной компании "Алькор-Транс": "Мы должны перевозить всех льготников, но, по неформальной договоренности с исполкомом, берем два человека в одну машину. Мы за счет своей собственной прибыли возим льготников - нам должны компенсировать, но никто это не делает".
Министерство транспорта давно собирается отменить льготы и заменить их доплатой к пенсии, чтобы человек мог потратить деньги по своему усмотрению. Однако перевозчики не верят, что государство найдет деньги на доплату пассажиру, если не может найти их на компенсацию водителю. В Донецке более пятисот компаний-перевозчиков, и компенсацию за провоз льготников они могут получить, если откажутся от статуса "маршрутного такси". Однако, по словам городских властей, и тогда государство сможет компенсировать лишь 50% затрат.
Как сказали в Донецком горсовете, компенсацию на перевозку льготников получает только муниципальный транспорт, остальные перевозчики и в этом году не получат денег. Поэтому льготникам остается надеяться на добродушие водителей, а водителям - на понимание льготников. Источник: ТРК Юнион.