Журналист "Комсомолки" отправился в рейд вместе с МЧС
Донецкие эмчеэсовцы борются с угрозой новогодних пожаров радикально - среди прочего они совершают рейды против незаконных торговцев пиротехникой. В одном из таких рейдов поучаствовали и корреспонденты "Комсомолки".
Не секрет, что количество пожаров и чрезвычайных ситуаций в период новогодних торжеств увеличивается, и одна из причин этого - пиротехника. Правила безопасности не всегда выполняются, а качество пиротехнических изделий не всегда соответствует норме. И если первое зависит только от самих людей, взрывающих петарды и фейерверки, то вторым занимаются МЧС и милиция.
- Вы же видите сами, что бытовая пиротехника, петарды, хлопушки, фейерверки продаются повсюду, - сетует Владимир Палюх, заместитель начальника самостоятельной государственной пожарной части № 17, с которым мы и вышли в рейд. - А ведь есть целый свод правил, которые регулируют торговлю этими товарами. Продавец должен иметь сертификат, разрешение на торговлю пиротехникой, пройти специальное обучение, которое проводит милиция. Пиротехника должна храниться в специальных условиях, а не лежать на лотках под дождем и снегом. Приказом МВД Украины торговля бытовыми пиротехническими изделиями на рынках вообще запрещена.
Но даже если петарды с фейерверками продают не на рынке, это еще не гарантия их качества. Такая продукция должна продаваться в специализированных магазинах или отделах (причем в многоэтажных зданиях - только на верхних этажах). Когда эмчеэсовцы находят нарушения, они выписывают предписание на запрет торговли и могут установить административный штраф - от 34 гривен...
- Если в супермаркете, где продают несертифицированный товар или не соблюдаются условия хранения, я могу сказать хозяину: "Убери петарды, иначе я закрою кладовку", то лоточник, выслушав меня просто передвинет свой лоток, - говорит Владимир Палюх. - Мы не можем изымать товар, но это право есть у милиции.
Именно поэтому по дороге мы заезжаем в Буденновское районное отделение милиции, где к нам присоединяется Александр Лосев, помощник участкового.
Продавец петард пропал в туалете
Наш путь лежит в район Майского рынка. Однако, выйдя из машины, среди стихийных торговых точек мы сначала увидели все что угодно, кроме пиротехники. Объяснение этому нашлось довольно простое: за день до нашего рейда проводилась проверка на горсаде. "Система оповещения" хозяев торговых точек сработала на отлично, и многие просто спрятались. Конечно, до поры до времени.
Но вот мы находим лоток, на котором пиротехника представлена во всем изобилии: здесь петарды, от самых маленьких до больших сигарообразных, фейерверки, свечи и ракетницы. Продавца за лотком нет, а на вопрос о том, где он, продавцы-соседи уверенно отвечают: "Парень-реализатор отошел в туалет".
- Если не придет, будем составлять протокол осмотра и изымать товар как бесхозный, - говорит Александр Лосев.
Продавца, как и следовало ожидать, все нет и нет. И дело явно не в туалете. Видя, что дальше тянуть не имеет смысла, милиционер составляет протокол. В него нужно внести все наименования товара, поэтому мы внимательно изучаем лежащее на лотке. Большая часть пиротехники, как выясняется, куплена в специализированном магазине. Там, конечно, вся пиротехническая продукция сертифицирована и проверена, но это совсем не значит, что ее можно распространять на улице.
- Пиротехника может намокнуть, отсыреть, - говорит Владимир Палюх. - Если она не хранится в специальных условиях, может произойти что угодно. Например, петарда или фейерверк просто взорвутся у вас в руках.
Правоохранители бдят!
Нашли мы на лотке и ракетницу непонятного китайского производителя. Вероятность того, что на этот товар у хозяина есть сертификат, близка к нулю. Да и вообще, если бы у него были сертификаты, ему бы не пришлось спасаться бегством. У шушукающихся продавцов с соседних лотков нам удается выведать, что пропавший реализатор уже объявился: он позвонил им, разведал обстановку, отзвонился хозяину торговой точки и получил у него разрешение идти домой. Видимо, хозяин махнул рукой на нелегальный товар.
В этот момент к Александру Лосеву, стоящему у лотка, подходят двое: "Здравствуйте, мы из городского отделения милиции. Ну что, торгуем?"
Улыбаясь, Александр протягивает им свое удостоверение. Вот как, оказывается, оперативно работает милиция! Не подошли бы мы - товар у продавца изъяли бы сотрудники горотдела.
Что будет с этим товаром дальше? По словам Александра Лосева, это решит суд, в который он передаст составленный протокол. Пиротехника останется в камере хранения, там же, где лежат вещественные доказательства других дел. Что бы ни решил суд, важно одно: именно эти, возможно небезопасные, петарды на Новый год не попадут в руки дончан. Как и множество других, изъятых и тех, которые еще изымут.