Ритуальные модели кораблей делали еще в Древнем Египте: одну из них археологи обнаружили в гробнице фараона Тутанхамона. Можно утверждать, что этот вид моделирования своими корнями уходит в глубь тысячелетий.
В наши дни модели кораблей стали более совершенными. Теперь на подставках красуются величественный фрегаты, сделанные по чертежам своих огромных прототипов с точностью до мельчайших деталей. На такую модель можно смотреть часами, а само ее присутствие в комнате придает интерьеру презентабельность. Наверное, поэтому модели парусников охотно покупают политики и бизнесмены.
На каждый парусник уходят месяцы
Сергей Тищенко - инвалид, в шахте он лишился обеих ног. Несколько лет назад он заинтересовался моделированием парусников, и теперь его комната превратилась в мастерскую с кучками миниатюрных деталей. В квартире рядком выстроились искусно вырезанные нэцке, черепашки и слоники. Но парусные корабли стали главным увлечением и вершиной творчества.
- На один корабль обычно уходит несколько месяцев ежедневного кропотливого труда, - рассказывает Сергей корреспонденту "КП". - А вот полутораметровую уменьшенную копию парусного фрегата "Св. Николай" я делал целый год. Это прославленный корабль времен Екатерины II, мой любимец.
Ручная работа стоит дорого
Несмотря на сложность работы, стоимость одной модели колеблется около 500 гривен. За границей даже готовые наборы для любителей можно купить за большую сумму. Но там детали изготовлены промышленным способом, а Сергей Тищенко каждую досточку делает своими руками.
Сейчас на Донбассе осталось человек десять мастеров, делающих корабли от начала до конца. С каждым годом их становится все меньше, потому что большая часть любителей предпочитает покупать готовые наборы с деталями, которые нужно просто склеить. В этих наборах каждая часть сделана на станках, с точностью до миллиметра. Корабли получаются очень красивыми, но ручная работа все-таки ценится намного больше.
- Сейчас и китайцы поднаторели в создании моделей, у них это на поток поставлено, - сетует мастер. - Народ покупается на блестящий лак и уже не обращает внимания на настоящие произведения искусства.
Отправляемся в плавание
В наш практичный век сам собой напрашивается вопрос: удержатся ли эти модели на плаву? Хочется, чтобы корабль мог отправиться в далекое плавание по бассейну или ставку с раздувшимися парусами и трепещущим на ветру флагом. Но такие корабли стоят значительно дороже, да и смысла в них особого нет, ведь приобретают их главным образом для интерьера.
Но, если есть средства, можно заказать фрегат с двойным дном и хорошо просмоленный, точно так же, как и настоящий парусник.
Покупают редко, но метко
Сергей продает свои парусники на бульваре Пушкина, причем, по его словам, главное здесь - общение и возможность выставить свои работы. К сожалению, массовой популярностью его модели не пользуются: для кого-то они не по карману, а кто-то попросту равнодушен к тонкой работе моделиста.
Хотя ценители все же находятся. 1 мая этого года один галеон приглянулся мэру Донецка Александру Лукьянченко. Он прогуливался по бульвару Пушкина и купил понравившийся парусник. Неизвестно, для себя или в подарок, но в управлении по связям с общественностью горсовета "Комсомолке" рассказали, что в кабинете мэра стоит модель другого парусного корабля, фрегата "Одесса".
Кроме парусников Сергей выставляет на бульваре Пушкина и резные фигурки из дерева. Одна из них, небольшой слоник, привлекла внимание жены председателя Донецкого областного совета Анатолия Близнюка. Как оказалось, она коллекционирует изображения слонов и в этот раз решила пополнить свою коллекцию изящно вырезанной фигуркой.
Кстати
Ухаживать за моделями парусников довольно легко. Конечно, наличие множества мелких деталей делает их настоящими пылесборниками, и лучше всего поставить корабль под стекло. Но если такой возможности или желания нет - не беда. От пыли можно легко избавиться при помощи пылесоса, только использовать нужно исходящую струю воздуха, чтобы ненароком не испортить снасти.
Интересно
Всем известные парусники в бутылках изготавливают довольно легко. Самый простой способ - спаять две половинки бутылки над уже готовой моделью. Но некоторые моделисты действуют при помощи пинцета и склеивают парусник через горлышко.