Загрузить еще

Мусульмане Донбасса отмечают самый главный праздник в году

Мусульмане Донбасса отмечают самый главный праздник в году

В разгаре самый важный для мусульман месяц в году - Рамадан. Правоверные постятся, делают добрые дела и читают священные тексты. Корреспонденты "КП" решили узнать, как это все происходит в Донбассе, и встретились с имамами донецких мечетей.

Завтрак - на самом деле ужин

- В этот месяц шайтаны, злые силы, посажены на цепь, - сказал корреспондентам "КП" имам-хатыб мусульманской общины Донецка "Дурслык" Саид Исмагилов, - и не могут вредить верующим.

По учению ислама, в этот месяц Пророк Мухаммед постился и получил Коран. С тех пор постятся и все мусульмане, причем месяц этот отсчитывается по лунному календарю, поэтому может быть как летом, так и зимой - каждый год происходит смещение на 10 дней.

Во время Рамадана верующие не принимают пищу, воду, не курят и воздерживаются от половых отношений. Но все это только в светлое время суток. Как только солнце садится за горизонт, начинается ифтар, что переводится как "завтрак", но на самом деле является ужином. Ифтар - это момент общения, совместной молитвы, сближения людей. В арабских странах на этот ужин принято приглашать гостей. Считается, что такое угощение обеспечит радушному хозяину награду от бога, поэтому многие вывешивают над дверями зеленые фонарики, в знак того, что здесь будут рады любому гостю, даже незнакомцу. Его не спросят, зачем он пришел, а просто угостят и дадут отдохнуть. В Донбассе такое, правда, пока не практикуется. Но благотворительные ифтары на 100-200 человек проходят регулярно.

Рано утром, когда еще темно, мусульмане подкрепляются калорийной пищей, чтобы продержаться для вечера. Причем даже зубы приходится чистить до восхода солнца, чтобы ничем не нарушить Рамадан. И конечно молитва - с нее начинается и ею завершается каждый день.

Мусульмане верят, что во время Рамадана все добрые дела вознаграждаются в несколько раз больше, поэтому правоверные стараются особенно в этом преуспеть - делают пожертвования, помогают нуждающимся. Но и злые дела в этот месяц караются в несколько раз строже, поэтому в этот месяц верующие особенно внимательны к своей религиозной жизни. Священный месяц заканчивается большим праздником Рамадан Байрам, который длится три дня. Это время веселья, походов в гости и обильных угощений. По древней традиции в эти дни татары ходят и на кладбище - чтобы помолиться за души умерших.

Верующие едят  только «правильные» продукты

Мусульмане едят только мясо разрешенных животных, да притом тех, которые зарезаны во время произнесения имени Бога. В Донецке есть даже супермаркет "Халяль", в котором можно купить "правильные" мясные продукты. В конце месяца Рамадан каждый мусульманин, даже ребенок, должен сделать пожертвование. Оно должно искупить те упущения, которые могли быть во время поста. Минимальное пожертвование приравнивается к двум килограммам самого распространенного в регионе продукта и составляет 7 грн.. В Донбассе таким продуктом считается картошка! Собранные пожертвования раздаются малоимущим мусульманам, чтобы и они смогли отпраздновать Рамадан Байрам.

От золотордынцев до стахановцев

Донбасс - регион, издавна славящийся тем, что в нем бок о бок живут люди разных национальностей, культур и вер. Свое место в летописи края есть и у тех, кто верит в Аллаха. Об истории мусульман Донбасса "КП" рассказал Игорь Козловский, руководитель Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений ДонГИИИ.

- Исламизация Донбасса связана с историей монголо-татарских завоеваний, принятием частью Золотой Орды ислама, и более поздним мусульманским Крымским ханством, - рассказывает наш собеседник. - Эти земли были их зоной влияния. Ногайская орда кочевала здесь до 1862 года. Новая же история ислама на Донбассе отсчитывается от начала промышленного освоения края, с конца ХIХ века, когда сюда постепенно начинают прибывать массы населения. Из мусульман едут в основном татары разных регионов Поволжья, а также жители Дагестана, Азербайджана, Средней Азии.

К концу 20-х годов прошлого века на Донбассе уже существуют крепкие мусульманские общины. Какие-то населенные пункты из-за компактного проживания мусульман превращаются в исламские центры (как, например, Макеевка). Появляются школы, мечети, идет насыщенная религиозная жизнь, которая, увы, заканчивается в 30-х годах - Советский союз (как страна с победившим атеизмом) боролся с любой религией, и исламом в том числе.

Первую общину возглавлял Сафиуллин

- Мусульмане пытались восстановить все после Отечественной войны, когда сюда ехало много новых переселенцев, однако это ни к чему не привело, - продолжает Игорь Козловский. -  Но в Макеевке, Снежном, Торезе, Шахтерске, других городах области, люди продолжали исповедовать "бытовой ислам": соблюдать основные праздники и обряды, молиться, как учили старики. Подпольно действовали муфтии, имамы. 

В СССР вообще самым сильным подпольем всегда было религиозное, и ислам в этом плане не исключение. Все подавалось официальным властям как "народные обычаи", но, конечно, обычаи эти были религиозными.

- Возрождение ислама начинается в конце 80-х годов, - продолжает религиовед. - Первая официально зарегистрированная община в области - макеевская (1990 год). Возглавлялась она Сафой Сафиуллиным (отцом президента Профессиональной Футбольной Лиги Равиля Сафиуллина). Сейчас в Макеевке уже 2 мусульманских общины. Что касается Донецка, то здесь местом компактного проживания мусульман был поселок шахты Октябрьской - в основном, его населяли переселенцы из Поволжья. Сейчас в городе 2 большие общины - "Звезда пророка" и "Дуслык". К тому же, общины есть практически в каждом крупном населенном пункте, а сама Донецкая область является вторым по значимости центром мусульман Украины.

- Мусульмане Донецка - в основном татары, - продолжает Игорь Козловский. - Однако в конце 80-х здесь, например, появляются турки-месхетинцы. Они переселяются сюда из горячих точек в Средней Азии, Места их компактного проживания находятся в Амвросиевском, Славянском районах. Есть и азербайджанцы.  

"Ислам" - почти "салям"

 - Мало кто знает о то, что название "татары" очень условно. Широко употребляться оно стало в царской России для обозначения всех народов неславянского происхождения, - рассказывает Игорь Козловский. - Но на самом деле, народы, которые мы называем "татарами", очень разные. Потому, например, крымские татары, этнос которых сложился из остатков ногайского, кыпчакского, греческого и даже готского населения, выступают за самоназвание "крымцы". Поволжские же татары - в основном потомки тюркизированных угро-финнов. Ислам сейчас принимают и славяне. Причем такие новообращенные старательно соблюдают все религиозные предписания и иногда могут быть даже "более мусульманами", чем люди, традиционно выросшие в этой среде. Как считает наш собеседник, одно из объяснений - простота и понятность вероучения: последовательное единобожие оставляет мало места для ересей и богословских споров. Да и духовная жизнь требует большой активности, а это тоже привлекает многих.

- В создании иногда не слишком позитивного образа ислама во многом виноваты СМИ, - считает Игорь Козловский. - Именно им зачастую выгодно создать некий образ, некое "пугало", чтобы зритель или читатель реагировал активно. На самом же деле, ислам - великая религия, у которой есть тысячелетний опыт взаимодействия с другими культурами. И прежде всего это религия миролюбивая, ведь самое близкое к слову "ислам" слово "салям", что значит "мир вам".