23 ноября
Загрузить еще

Милицией зайца не запугаешь

Милицией зайца не запугаешь

Пользуясь городским транспортом, мы порой не знаем, как это делать правильно. Например, нужно ли самому подходить к кондуктору, или следует поджидать, пока он сам к вам обратится? Дончане часто задаются этим и другими вопросами, поэтому корреспонденты "КП" решили найти на них ответы.

Остерегайтесь поддельных билетов

Ни для кого не секрет, что кондукторы частенько пытаются обмануть родное предприятие и по несколько раз продают один и тот же билет. Причем некоторые пассажиры делают трогательный жест - выходя из салона, отдают кондуктору свой билетик: пусть, мол, человек немного подзаработает. И не задумываются о том, что такая подработка называется еще воровством. Но это, так сказать, классика, намного реже встречаются другие "странности". Например, кондуктор может продавать билеты с явно невысоким качеством печати.

- От других почти ничем не отличается, - рассказал корреспондентам "КП" Александр Закревский, получивший необычный билет, - только такое впечатление, что это ксерокопия. Изображение мутное, да еще и оттиск цифр явно не такой, как у нормальных билетов.

Невнимательный пассажир этих отличий может и не заметить, а вот кондуктор запросто положит в карман несколько сотен гривен в день, продавая самопальные билеты. Цветных ксероксов сейчас достаточно, да и номер оттиснуть не такая уж большая проблема. Правда, от контролеров такие злоупотребления не укрыть, потому что они ходят с детекторами и проверяют ими подлинность проездных документов.

- Однажды случай подделки билетов был зарегистрирован, - рассказала "Комсомолке" Раиса Орлянская, заместитель директора по экономике ККП "Донэлектроавтотранс", - но это было лет 15 назад. Сейчас билеты имеют степени защиты и их подделка маловероятна. Хотя пассажирам следует быть бдительными, обращать внимание на такие вещи и сразу сообщать нам.

После 4 класса - проездной

Каждый год горсовет принимает решение по льготам для школьников и студентов. В Донецке сейчас правом на бесплатный проезд в городском транспорте пользуются школьники до четвертого класса включительно, они могут просто предъявить ученический. А вот пятиклассники должны приобретать проездной билет, правда, для них цена в пять раз ниже.Летом школьники и студенты оплачивают проезд, как и все остальные люди.

Иногда случается, что пассажир зашел в вагон, сел, приготовил деньги, а вместо кондуктора к нему через некоторое время подходит контролер. И требует уже не 50 копеек, а намного больше. И возразить ему трудно, ведь билета нет, кондуктор просто не подошел.

- А он и не должен подходить, - объясняет Раиса Орлянская. - Ведь в правилах четко сказано, что пассажир обязан оплатить проезд, то есть проявить инициативу. Нужно самому подойти и заплатить или передать деньги.

Кондуктор ходит по салону, потому что у него есть план, который нужно выполнить. Иногда ему хочется отдохнуть, и в этом случае вся вина за отсутствие билета ложится на пассажира.

За одну остановку надо платить

Впрочем, это не повод для контролеров хамить и выталкивать зайца из вагона, угрожая всем, чем только можно и нельзя. Контролеры проходят обязательный инструктаж, во время которого их учат разбираться в различных типах документов и строго запрещают хамское поведение. Общаясь с пассажирами, они должны предъявить свои удостоверения и выписать квитанцию, если приходится взимать штраф.

Кстати, известная угроза "сейчас милицию вызовем, и будешь этот вызов оплачивать", не более чем пустой звук. Милицию вызывают, только если пассажир нарушает общественный порядок. Отказ платить штраф не может быть поводом для задержания, и уж тем более никто не имеет права заставлять платить за появление милиционеров.

Ложным оказалось и утверждение, что одну остановку можно ехать, не покупая билета. "Правом одной остановки" пытаются воспользоваться те, кому ехать недалеко. Но права такого нет: сел в трамвай - плати!

Кстати

В городском электротранспорте нужно быть особенно осторожным еще и потому, что пассажиры трамваев и троллейбусов не застрахованы. Только пассажиры автобусов могут рассчитывать на получение страховой премии, если по вине перевозчика получат травму во время поездки. Так что крепче держитесь за поручни.

Справка "КП"

Билет на все случаи жизни

Когда-то в городском транспорте кондукторов не было. Пассажиры сознательно покупали билеты и пробивали в них дырочки сразу при входе в вагон. Это делалось при помощи специального прибора, компостера, который в каждом вагоне дырявил билеты разным рисунком. Контролеры проверяли эти рисунки, и, если они не совпадали, штрафа было не миновать. В те времена в Донецке ходила легенда о пассажире, который собрал прокомпостированные билетики со всех трамваев в городе. Когда контролеры требовали у него билет, он доставал эту кипу из кармана, и с невинным видом говорил: "Какой-то из этих..." Иногда срабатывало.

Кстати, лет двадцать назад в гортранспорте можно было встретить автоматы по продаже билетов. Они были двух видов. Первый был рассчитан на кристальную честность советского человека: бросаешь монетку и вытягиваешь билетик. Причем вытянуть его можно было и не бросая денег. Старожилы, правда, отмечают, что в Донецке эти автоматы не прижились. Их почему-то быстро заменяли на другие: бросаешь монетку, дергаешь за рычаг - получаешь билетик. И никакой халявы!

Обратная связь

А вас за что-нибудь штрафовали?

Ответить на этот вопрос вы сможете, позвонив в редакцию "КП" сегодня, 3 октября, с 12.00 до 13.00 по телефону (062) 389-10-39.