Уж без чего, а без маникюра, покраски и ухода точно можно обойтись. В крайнем случае можно сделать самой. Ну да, корявенько, зато экономия какая! Тем не менее салоны красоты в Донецке работают, и клиенты есть. Полгода назад, считай, с началом войны, возле моего дома открылся новый. Оказалось, салон буквально в шаговой доступности. Цены радуют. Записалась. Пошла. Быстро раззнакомилась с хозяйкой салона, Ириной, молодой симпатичной женщиной: невысокого роста, живой взгляд, задорная улыбка.
- Как это вы рискнули открыться в войну?
- Мы переехали сюда из центрального района. Тут аренда гораздо меньше и район безопасней, - пожимает плечами Ирина.
- И как? Клиенты есть?
- Конечно, есть. Только если раньше это был, например, маникюр, наращивание, уход, то сейчас - просто маникюр. Если раньше – стрижка, покраска, укладка, сейчас – просто стрижка. Экономят люди, но программу-минимум все-таки выполняют. Девочки – они и в семьдесят лет девочки и хотят быть красивыми. Бабушка недавно зашла: "Дочка, ты мне бровки не пощипаешь?". Ну конечно, пощипаю. Смотришь по обстоятельствам – иногда совсем денег не беру. Или вот зашла симпатичная женщина, видно, что пенсионерка, спрашивает: "А у вас постричься дорого?". Говорю: "Садитесь, договоримся". А сама Коле (мастер-парикмахер - прим. авт.) знаками показываю: "Коля, денег не бери". (Смеется.). Иногда клиентки возвращаются с пирожками, салатиками, фруктами: "Вот, - говорят, - это вам, спасибо, что постригли".
- И что, не закрывались совсем?
- Нет. Ни на день не закрывались. В отпуск только съездила, как каждый год. Как же тут закроешься, когда у нас и клиенты, и сотрудники? Как же их оставить? Особенно сотрудники. Вы же видите, мы тут все сдружились, отношения прекрасные, у них у всех дети - не могу я их в такое время совсем без куска хлеба оставить.
- А если вдруг сильно бахает, не приходят, отказываются от записи?
- Очень редко. За все время ну раза три всего позвонили, отписались. А так – очень дисциплинированно приходят. Даже когда воды не было, помните, в фильтровальную станцию попали? И то мы работали. Мир не без добрых людей. Нашли у одного из клиентов скважину, поехали, привезли воды и работали. Меры безопасности приняли. Еще в июне убрали и почистили подвал, принесли туда воды, свечей, аптечку, консервы. Если что – всем место найдется. Может, еще поэтому к нам приходят – знают, что у нас подвал есть.
- А дальше как? Слухи нехорошие ходят, не страшно? Закрыться хоть на время не думали?
- Идемте, - вместо ответа приглашает меня Ирина. Мы проходим в парикмахерский зал, - вот смотрите – Коля обучает новенькую девочку. Вот блокнот с записями – все расписано почти на месяц вперед. Я вам больше скажу: в июле, когда уже вовсю бахало, в нашем салоне проходил обучающий семинар, на который приезжали мастера из Одессы и Киева. И еще один запланирован. К нам сюда вот буквально позавчера приезжала девушка, которая живет возле аэропорта. И она такая не одна. Многие приезжают из "военных" районов. Так что мы будем работать. Вы же понимаете, красота для женщины – это уверенность. А уверенная в себе женщина держит ситуацию под контролем - именно это сейчас и надо.