Первыми как пассажиры его опробуют именно ветераны Великой Отечественной войны – в качестве подарка к празднику. Кроме пассажиров, паровоз повезёт на платформе оркестр, который будет исполнять всю дорогу фронтовые песни. Маршрут победителей 3 сентября проляжет через 3 станции – Донецк, Макеевку и Ясиноватую.
- Эр – самая популярная серия паровозов в войну. Все прифронтовые перевозки были на ней. Строили их с 1924 года, проектировали русские конструкторы, но первые собирали в Швеции, потом стали венгры. Главный козырь – лёгкость, нагрузка на ось всего 17-18 тонн (при стандартных двадцати для того времени). По восстановленным после бомбёжки путям не могли пройти более тяжёлые машины, а Эр-ка пролетала легко. Поэтому мы и выбрали её для своего "Поезда Победы", – рассказывает директор музея истории и развития Донецкой железной дороги Владимир Донченко.
До того как попасть на Донецкую железную дорогу, венгеркийЭр исколесил Львовскую и Приднепровскую ЖД.
- К нам паровоз прибыл уже будучи списанным экземпляром, его даже готовились уже отправить на металлолом, как появилась идея устроить праздник для ветеранов и восстановить машину, - поделился с "Комсомолкой" начальник локомотивного депо Дебальцево-Пассажирское ДЖД Олег Калеватых.
Чтобы запустить паровоз, железнодорожникам пришлось перебирать его, что называется, по винтикам – от ремонта парового двигателя до шпаклёвки и покраски кузова.
- Самым сложным оказалось то, что не сохранилось никакой технической документации. Где нам только не приходилось искать чертежи: и в архивах технических библиотек, и в альбомах нашего музея, пригласили в помощь даже ветеранов железной дороги – тех, кому за 80 лет и кто ещё помнит, как обращаться с такими машинами, - говорит начальник локомотивного депо Дебальцево-Пассажирское ДЖД Олег Калеватых.
После праздника Эр- ка простаивать не будет. Машину уже хотят задействовать на восстановлении сгоревшей Углегорской ТЭС. Локомотив-ветеран будет нагнетать пар для того, чтобы запустить турбину электростанции.