Загрузить еще

В Северский Донец пришла большая вода

Главная река Донбасса проходит санитарную очистку, которая должна спасти ее от заиливания. Более 10 миллионов кубометров воды спускают в Северский Донец из Краснопавловского водохранилища в Харьковской области. Эта солидная инъекция поможет реке освободиться от накопившегося на дне ила.

- Жителям прибрежных городов и сел беспокоиться не стоит, на практике происходит лишь некоторое увеличение скорости течения Северского Донца, - пояснил Валерий Панков, начальник Донецкого областного производственного управления мелиорации и водного хозяйства. – Это так называемая санитарная прочистка, полностью контролируемая и безопасная.

Без подобных мероприятий реки сначала зарастают камышом и осокой, а затем и вовсе превращаются в болото. Кроме стоков промышленных предприятий, в Северский Донец попадает земля с полей. Почву должны защищать лесополосы, но они не восстанавливались еще с советских времен. Плодородный слой смывает в водоемы, что приводит к эрозии почвы и заиливанию рек и озер.

Незаконная застройка берегов также не проходит без последствий, обрушая берега. До 1995 года ее вообще никто не контролировал, а затем появилась статья Водного кодекса, запрещающая строительство на расстоянии от 25 до 100 метров от берега, в зависимости от размера реки. Однако на запрет даже сейчас порой не обращают внимания.

Стремительно мелеющюю главнуюводную артерию региона основательно "промоют". Фото Артема Маслакова

Если учесть, что вода Северского Донца уходит на орошение полей и нужды городов, своими силами река обойтись не может. Человеку приходится исправлять свои ошибки. Кстати, во время очистки качество воды в реке ухудшается, ведь со дна поднимается вся накопившаяся грязь. Критических изменений не происходит, но туристам стоит это учитывать.

Промывка русла Северского Донца не решит всех проблем основной водной артерии региона. То же самое необходимо сделать со всеми притоками, что не всегда возможно. Раньше реки регулярно прочищали с помощью "мониторов" - плавающих платформ, которые откачивали ил мощными насосами, а затем его отправляли на поля в качестве удобрения. Теперь прочистку делают лишь изредка и далеко не везде – на столь масштабные мероприятия не хватает средств.