Загрузить еще

Домашнее молоко и мясо исчезнут с рынков?

Домашнее молоко и мясо исчезнут с рынков?
Фото: Официальные торговые ряды могут опустеть, зато продажа продуктов с земли станет еще более распространенной, считают специалисты.

Зато защитят потребителей от некачественной продукции, добавляют в ветслужбе и санстанции.

 Горе селян и любителей свежего домашнего мяса и молока скрыто в первом пункте 35 статьи закона. Звучит он так: «Запрещается реализация и оборот необработанного молока и творога домашнего производства, а также туш или частей туш парнокопытных и других копытных подворового забоя на агропромышленных рынках». Это значит, что для того, чтобы продать свое молоко, селянам придется самим везти его на молокоперерабатывающие заводы, проходить лабораторные исследования, обрабатывать молоко... С мясом ничем не легче – забить животное на продажу можно только на сертифицированных бойнях, которые есть, конечно же, далеко не в каждом селе. Смогут ли хозяева соблюсти все эти формальности или просто перестанут продавать «настоящие», домашние продукты на рынках? Большинство экспертов считает, что с базаров селяне исчезнут как класс, зато торговля «с земли» станет более массовой.

 «Это убийство села»

 - Я считаю, это убийство села, - без обиняков заявляет депутат Харьковского облсовета Василий Салыгин. - Продажа домашней продукции - это единственная возможность выжить для селян. У нас есть при мясоперерабатывающих предприятиях такие бойни сертифицированные, но их недостаточно. Дело в том, что у нас более половины мясомолочной продукции производится частными лицами. На всех рынках есть санстанция, санврач, который проверяет эти продукты, лаборатории... На мой взгляд, так могут лоббироваться интересы крупных производителей мясной и молочной продукции. Я не знаю, сколько сейчас в закупке литр молока (чуть больше гривны, – Авт.), а в продаже - 4 -5 гривен - вот и ответ на все вопросы. Так же и с мясом. Думаю, мы не готовы еще к этому закону. Когда-то такие требования, может быть, и будут нужны – когда, во-первых, крестьянину предложат конкурентоспособную цену за его продукцию, а не будут его обирать в прямом смысле слова.

 Крестьяне возьмутся за вилы?

 - У нас в стране за последние пять лет стало на 40 тысяч чиновников больше. Страна по размерам не увеличилась. И коров больше не стало. Мало того, что крестьян поставили в такие условия, что молоко дешевле воды (молокозаводы платят за литр молока 1 грн 10 копеек), так теперь еще и это. Поголовье скота в нашем районе и без того уменьшилось. Люди начали вырезать коров, потому что другого выхода не видят, - объясняет председатель районного совета пгт Новая Водолага Олег Агапов.

К чему приведут запреты на продажу домашнего молока и мяса, глава райсовета может только предполагать. По его прогнозам, последствия могут быть впечатляющие.

- Плохо, что у нас народ очень терпеливый. Терпит-терпит, а потом берет вилы и начинает выяснять отношения, - говорит Агапов.

Убежденный критик грядущих поправок и заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко. Надеяться на дальновидность и благоразумие чиновников, по его убеждению, не приходится.

- Нормы идиотские, но это нормы ВТО. Подписали, не подумав, как Украина будет выходить из этой ситуации. - возмущается Леонид Иванович. - Сначала будут крестьянские бунты, люди придут с вилами под Кабмин, а только потом чиновники начнут что-то менять.

 Новый закон обезопасит покупателей?

 Надо заметить, что и до вступления в силу поправок к закону качество мяса и молока, которое селяне продают на рынках, проверяют тщательно.

- На месте врач производит предубойный осмотр животного. Затем разрешается забой. После него врач осматривает тушу еще раз и выдает документ о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы. С этим документом мясо поступает на рынки города, где вновь проводят его ветеринарно-санитарную экспертизу, мясо клеймится и идет на реализацию, - рассказывает начальник управления ветеринарной медицины Харькова Геннадий Песчанский. - С молоком и творогом проблемы вообще нет. Все животные, которые дают молоко на продажу, должны быть сертифицированы. Раз в месяц владелец животного берет у ветеринарного врача на месте справку или ветеринарное свидетельство и предоставляет нам на рынок, а на рынке проводится ветеринарно-санитарная экспертиза молока и молочных продуктов.

Геннадий Песчанский не видит ничего плохого в новом законе, более того,  уверен, что он пойдет на пользу покупателям, дополнительно защитив их.

Впрочем, вряд ли кто сомневается, что не попавшая на официальный рынок продукция с большой вероятностью будет продаваться у дорог и на стихийных рынках. Ведь, несмотря на все предупреждения медиков, любителей купить свеженькое и домашнее у нас немало.

 В тему

 Лучшее себе. Остальное - на продажу

 Домашние творог и сметана полезнее, чем магазинные, считает бывший главный санитарный врач области Иван Кратенко. Спрос на домашние продукты огромен. И задушить торговлю в любом случае не получится. Иван Сергеевич сам покупает крестьянские продукты и другим советует. Правда, предупреждает: не стоит пить молоко некипяченным. Чтобы домашний творожок не стал причиной кишечной инфекции, из него лучше всего сделать сырники или запеканку.

- Я в воскресенье был на рынке. К рядам с молочными продуктами стоит очередь. Сколько людей! Такого в супермаркете не увидишь. Все-таки домашние продукты вкуснее и питательней, - считает санврач. - Единственное, конечно, существует опасность. Время от времени молочники обследуются на носительство кишечных инфекций, но этого недостаточно. Хорошо было бы ужесточить контроль. Моя жена на рынке присматривается к продавщицам. Если женщина выглядит чистенько, аккуратно, она ей доверяет. Но внешность, конечно, обманчива. Не забывайте про наш украинский менталитет: что лучше, оставляют себе, остальное - на продажу.

Глас народа

 А как вы относитесь к инициативе депутатов?

 Ольга, учитель:


- Отношусь к этому очень плохо. Наверное, наши депутаты думают, что надо употреблять больше консервов и импортного мяса? Домашние продукты должны быть на столе. У нас есть деревня, хозяйство, нам передают родственники молоко и мясо. Думаю, крестьянам будет тяжело, их лишают заработка.

Владимир, менеджер:


- Я об этом слышу впервые. У нас в семье продукты закупает мама, поэтому меня не сильно беспокоит. Она, может быть, расстроится. Пойдем и купим в магазине, ничего страшного не вижу.

Оля, флайер-агент:


- С одной стороны, это правильно. У нас на рынках царит такая антисанитария! Может, это как-то спасет людей от отравлений? А с другой, многие люди привыкли покупать творог, сметану у бабушек. Считается, что молочные продукты домашнего изготовления лучше. Но я стараюсь покупать в магазине, чтобы творожки были прохладные. Лично я больше доверяю супермаркетам.

Максим, финансист:


- Я отношусь к этой ситуации двояко: не «за» и не «против». Сельхозпроизводитель пострадает, потому что не сможет реализовать свою продукцию. Но с другой стороны, не всегда выдерживаются санитарные условия.