Загрузить еще

Дмитрий Феликсов – о концертах Klavdia Petrivna, сотрудничестве с Вакарчуком и популяризации чтения

Дмитрий Феликсов – о концертах Klavdia Petrivna, сотрудничестве с Вакарчуком и популяризации чтения
Фото: личный архив Дмитрия Феликсова

Бизнесмен Дмитрий Феликсов 25 лет занимался шоу-бизнесом, организовывал концерты и многие музыкальные события, а теперь поставил себе цель развивать еще и книжную индустрию.

В интервью Коротко про Дмитрий Феликсов, соучредитель Origin Team, Concert.ua, владелец книжного магазина Readeat, поделился мыслями, как сделать из украинцев читающую нацию, а наших писателей – рок-звездами, какое будущее у украинских артистов, которые сейчас собирают полные залы, и каково его участие в создании альбома «Океана Ельзи» «Той день».

Хотелось бы, чтобы украинцы стали надчитающей нацией наравне с британцами

- Дмитрий, вы много лет занимались музыкальной индустрией, теперь увлеклись и книжной. Это же два разных мира. Почему взялись за книги? Еще и в такое время, когда все бизнесы жалуются на сложности.

- Потому что так я себя чувствую украинцем, свою принадлежность к украинской нации. Так я делаю свой личный вклад в развитие украинского национал-центрического общества, где все об Украине, о ее прошлом, настоящем и будущем. И это самое главное.

Поэтому желание начать книжный бизнес исходило именно из этого: что я могу сделать в это время? Убежден, что многие люди задавали себе этот вопрос или задают и поныне: что я могу делать, куда могу приложить свои усилия, свой опыт, чтобы приносить пользу украинскому обществу?

Я выбрал для себя путь, где я понимаю, что могу сделать. У меня предпринимательская ДНК, все 25 лет своей предпринимательской деятельности я что-то создавал.

Почему книги? Я себя не отношу к категории «книжных червей», у меня нет книжного календаря или перечня обязательных книг для чтения. Но я люблю читать. У меня дома книги повсюду – здесь Ремарк, там Агата Кристи, там нонфикшн… А предпринимательство – это мое призвание. Потому и решил делать то, что я умею делать хорошо.

Вы правы, это сложно. В Украине вообще сложно делать бизнес, а делать его во время войны – еще сложнее. Даже сложнее, чем я представлял себе в начале этого пути. Но я уже на этом пути.

Предприниматель не будет настоящим предпринимателем, если он не умеет брать на себя риски и делать что-то такое, что еще не делают другие.

- То есть, вы один из тех людей, который хочет сделать украинцев читающей нацией? Припоминаю пост Андрея Федорова, основателя креативного агентства Fedoriv Group, в прошлом году, где он писал, что украинцы мало читают и книг не покупают. Оживленная дискуссия тогда завязалась.

– Да, завирусилось это очень хорошо. Объясню за Федорова. Он имел в виду реальный показатель, который можно подсчитать. Это несложно считается. И если сравнивать, сколько читают британцы или немцы, то мы - не читающая нация.

Поэтому мне хотелось бы, чтобы украинцы стали надчитающей нацией наравне с британцами.

– Что этому может помочь? Кстати, это уже делает ваш книжный магазин Readeat, ведь когда я захожу в такие красивые книжные магазины, где можно полистать книгу, почитать какие-то фрагменты, точно не выхожу без книги. Как привлекать людей к чтениею?

– Проблема в том, что люди не знают, что им почитать, что ожидать от книги, какая у человека потребность и какая книга удовлетворит эту потребность.

У любого человека есть потребность перед сном отвлечься. Что мы можем выбрать? Например, посмотреть ютубчик. Есть набор альтернатив. И для того чтобы выбрать книгу, нужно четко понимать: а что я сейчас хочу? Взять «Драбину» Евгении Кузнецовой? Или почитать Агату Кристи?

Поэтому задача компаний, бизнесов, которые занимаются книгораспространением, книгоизданием, состоит в том, чтобы повышать всеобщую осведомленность потенциальных читателей об эмоциях, которые могут дарить книги.

Книга выполняет несколько задач в жизни человека. Например, мы читаем, чтобы развлечься. Мы ищем собеседника – и книга может быть нашим собеседником. Мы хотим прокачать себя, чтобы получить повышение или ускориться в своем карьерном развитии, – тогда мы ищем в книгах ответы на вопросы, как повысить свои профессиональные скиллы.

Тот же Илларион Павлюк, который в топах продаж. Павлюк может быть интересен читателю, который любит детективы. И если вы хотите поразминать мозг, выбираете, например, «Я бачу, вас цікавить пітьма». Кто-то может выбрать эту книгу потому, что Павлюка сейчас читают все, и есть потребность прочитать, чтобы быть в контексте.

Поэтому повторюсь – чтение повысит уровень осведомленности читателя разными способами. Через информирование об издании книги, какие-то ее особые знаки отличия.

Также сильно способствуют книжные друзья, как я их называю, за которыми наблюдаю в фейсбуке, в инстаграме. Иногда они делятся своими впечатлениями о книгах, и я, опираясь на их мнение, формирую собственное и выбираю, что почитать.

– Я, кстати, тоже так чаще выбираю, читая отзывы френдов.

- Вот, кстати, почему фильмы впереди книг? Перед выходом фильма выходят тизеры или трейлеры. В фильмах принимают участие известные актеры. Это влияет на наше решение посмотреть это кино в будущем. И в этот момент кино побеждает книгу.

- Если сравнивать электронные и бумажные – какие популярнее?

- Бумажные. Держать книгу в руках – это определенная эстетика, которая есть в нашей человеческой природе. Поэтому бумажная книга никуда не денется. Хотя электронная – это тоже потенциал для роста общего рынка чтения.

К тому же, электронная книга может быть и, наверное, является мостиком к бумажной книге. Можно почитать первые 10-20 страниц, понять, твое или не твое, чтобы потом не тратить деньги, например, на бумажную.

Дмитрий Феликсов говорит, что бумажные книги популярнее электронных. Фото: личный архив Дмитрия Феликсова

Дмитрий Феликсов говорит, что бумажные книги популярнее электронных. Фото: личный архив Дмитрия Феликсова

Наши писатели должны становиться известными

- Что скажете на примере Readeat – такие книжные магазины выходят на прибыль? Вы говорили, что вложили в открытие около 8 млн гривен. Красивое место – это и большие затраты.

- Да, крайне сложно выходить на окупаемость, потому что мы для себя определили, что у нас цены на книги всегда будут на уровне издательских. Сколько книга стоит от издателя, за такую ​​цену продаем эту книгу и мы.

Соответственно, мы ограничены частью дохода, которую получаем как комиссионное вознаграждение. Есть скидка на книгу, и условно, если она стоит 300 гривен, то 100 гривен мы можем заработать. Первая проблема – стоимость книги невысокая, она еще не соответствует европейским ценам.

Такое большое пространство и сложно удерживать, потому что большая себестоимость – это и аренда, и заработная плата... Не думаю, что в этот бизнес сейчас побежит большое количество предпринимателей, потому что они должны быть влюблены в это дело, чтобы развивать. Я отношу себя к таким.

Пока не могу констатировать, что я вложил деньги и они достаточно быстро окупаются. Я еще продолжаю вкладывать. На самом деле, за этот год вложил столько же, чтобы расширяться. Потому что Readeat – это не только один книжный магазин в Киеве на Антоновича. Это и о развитии чтения.

У нас большой smm-отдел, которые работает на то, чтобы повышать уровень знания о книгах и привлекать новых людей к чтению.

К сожалению, нет возможности под такие бизнесы получать кредиты, по крайней мере, адекватные, благодаря которым можно было бы развиваться. Выходит, что надо за свои.

– Но расширяться планируете?

– Я должен это делать. Это бизнес. Есть идеологическая составляющая проекта, когда вы меня спрашивали, почему я взялся за это. Но это должно быть еще и бизнесом, чтобы проект окупал расходы и хватало на дальнейшее развитие. Расширение является необходимым условием, поскольку  составляющей затрат, например, есть заработная плата людей.

Условно говоря, есть бэк-офис – и это не один человек. Есть отдел поддержки, который отвечает на запросы клиентов, маркетинг-отдел, smm-отдел, контент-отдел – это все люди, это заработная плата.

Сейчас у нас есть два книжных магазина, книжный корнер, но если книжных магазинов станет еще два-три, то я буду способен управлять ими тем же бэк-офисом. То есть расширение будет снижать мою себестоимость.

Поэтому мне нужно открывать новые книжные магазины, чтобы решать определенные бизнес-задачи. Плюс – нужно развивать онлайн-продажи, они тоже являются важной составляющей. Развитие мне нужно для того, чтобы выжить и развиваться.

- У вас есть мечта превратить украинских писателей в рок-звезд. Есть ли уже личный список таких людей?

– Например, Илларион Павлюк, о котором мы уже говорили. Убежден, если придумать интересное событие с его участием, это может пользоваться спросом.

Трейлер или тизер фильма должны вызвать у вас интерес, чтобы его посмотреть. Кроме сюжета, свой вес имеют действующие лица. Если один из ваших любимых актеров – Том Круз, и вы видите, что он играет в этом фильме, этого уже может быть достаточно, чтобы посмотреть. Вы уже много смотрели фильмов с его участием и примерно понимаете ожидания.

Так же и с книгами. Есть сюжетная линия, а есть имя автора. Когда вы слышите имя Агаты Кристи или Стивена Кинга – все становится понятно. А дальше уже идет сюжетная история, насколько она будет интересна. Поэтому наши писатели должны становиться известными. Рок-звезда – один из синонимов слова «известный».

Благодаря чему? Это могут быть публичные выступления, музыкальные выступления, творческие встречи, съемки в кино. Когда писатели будут становиться персонажами, то и уровень интереса к их книгам будет гораздо больше. Это будет способствовать и увеличению тиражей, и развитию чтения.

- Еще одна ваша мечта – привлекать детей к чтению. Как вы собираетесь это делать?

- Собственно, мы уже делаем это в книжном магазине Readeat. Там есть детское пространство, где представлены детские книги.

Мы не запрещаем детям брать книги, листать, читать. Да, они могут их повредить, порвать страницу… Ок. Но мы никогда не говорим: не бери, мы тебе сами достанем с полки. Ребенок сам может это делать, и интерфейс ему в этом помогает.

Мы даем детям выбирать книги в атмосфере, в которой им привычно играть. Дети – это же всегда об игре. Им интересно постоянно играть. Поэтому в магазине нет ограничений.

Проводим детские ивенты, детские чтения утром каждую субботу и воскресенье. Родители приводят своих детей, им читают книги, все это в развлекательной форме происходит. И если в раннем возрасте книга становится напарником ребенку, то, вероятнее всего, и во взрослой жизни будет так же.

– Вы своих детей как привлекали?

– Я им читаю. Сейчас каждый вечер читаю младшему сыну. Вчера читали «Груффало». Хочу уже «Карлсона» читать, но ему 5 лет, еще рано. Уже даже думаю о том, когда мы начнем «Гарри Поттера» читать. Ходим вместе в книжные магазины выбирать книги.

Предприниматель мечтает, чтобы наши писатели становились рок-звездами. С военным, поэтом Павлом Вышебабой. Фото: Facebook.com/Dmytro.Felixov/

Предприниматель мечтает, чтобы наши писатели становились рок-звездами. С военным, поэтом Павлом Вышебабой. Фото: Facebook.com/Dmytro.Felixov/

Мы довольны концертами Klavdia Petrivna

- Вы – один из организаторов концертов Klavdia Petrivna. Впрочем, как вы говорили, заработать денег не удалось, поскольку при составлении предыдущих смет команда ориентировалась на опыт до полномасштабной войны. Вы 25 лет занимаетесь организациями концертов. Как так случилось?

– Любое концертное событие – это кастомный продукт сам по себе. И он состоит из понятных вещей. Но составить смету этих вещей если и возможно, то нужно гораздо больше ресурса и времени.

К примеру, вы решили сделать ремонт в только что построенной квартире. Можно создать проект, визуальную часть, затем согласовать техническую часть, сметную часть. И когда все это сделано, вы стартуете. Но даже с детально составленной сметой при любом ремонте вам нужно заложить еще плюс 10-15%, тогда, возможно, уложитесь.

А можно с таким подходом: так, погнали! Нам через три месяца с мужем нужно заезжать, потому что через три месяца я рожу ребенка. Все, вы в других условиях.

Вот мы хотим сделать концерт, понимаем, что нам нужно, где, условно говоря, будет детская комната, кухня, гостиная, душ. Более того, мы когда-то делали ремонт и у нас есть опыт. Но начинаем сталкиваться с реальностью, когда чего-то может не быть в наличии, какие-то рабочие могут быть заняты и так далее.

Плюс на старте у нас был условный творческий замысел, но он не был хорошо проработан. Мы могли бы потратить 2-3 месяца минимум на осмысление, создание и затем – принятие решения.

Но мы пошли по другому пути, потому что у нас есть опыт, и ты просто чувствуешь, что нужно это сделать. Предприниматели, думаю, меня поймут. У нас много раз стартовали интересные проекты, потому что это была личная страсть, тебе хотелось это сделать.

Результаты, которые сейчас имею в Readeat, например, тоже отличаются от того, что я себе планировал, в худшую сторону. Но я все равно знаю, что это успешно и будет еще успешнее, я добьюсь своих финансовых показателей и целей, мое убеждение никуда не делось.

Так же и с концертом Klavdia Petrivna – мы не заработали денег, это бизнес-проект, так бывает. Хорошо, что не потеряли.

Ведь могут быть и другие истории. У меня был опыт, когда мы теряли миллионы гривен на проектах даже тогда, когда все было рассчитано. К примеру, проект Sensation, который мы делали в 2011-2012 годах. Это было большое красивое шоу с декорациями и фейерверками, куда можно было попасть только в белом дресс-коде. Но мы не смогли добиться финансовых показателей продаж. Поэтому были потери.

С концертами Klavdia Petrivna мы считаем, что показатели окей. Мы довольны тем, что получилось, и, надеюсь, следующие наши шаги будут более успешными с точки зрения бизнеса. Но, опять же, здесь сыграло желание сделать что-то интересное и яркое. И иногда твои личные желания сделать классно доминируют.

- Вы будете и дальше сотрудничать с Klavdia Petrivna?

– Мы работаем над разработкой этих планов. Они сейчас не настолько определены, чтобы о них говорить, поэтому, к сожалению, ничего конкретно сказать не могу.

- Концертная площадка Bel'Etage теперь Origin Stage, ивент-компания Virus Music – Origin Team. Такое впечатление, что вы строите империю Origin.

– Я убираю лишнее и выстраиваю экосистему вокруг Origin. Теперь это Origin Stage, Origin Team. В будущем могут быть еще некие направления. Они есть в голове, но на уровне идеи. Сейчас очень большая задача не просто закончить ребрендинг Bel'Etage в Origin Stage, но и запустить новую концепцию, которую мы заложили в этот ребрендинг.

Упростили и объединили. Это все мы – и Virus Music, и BelʼEtage, и «Слух», и Concert.ua. Но некоторым людям это сложно объяснять, и с аудиторией сложнее коммуницировать.

После концерта во Дворце спорта с Klavdia Petrivna. Фото: Facebook.com/Dmytro.Felixov/

После концерта во Дворце спорта с Klavdia Petrivna. Фото: Facebook.com/Dmytro.Felixov/

Российских артистов на украинской сцене быть не должно

– Сейчас наши артисты собирают Дворец спорта, который до полномасштабной войны собирали единицы, к сожалению. Естественно, интерес к украинской музыке вырос. Но как на это влияет отсутствие у нас концертов иностранных артистов? Если бы сейчас к нам поехали зарубежные, интерес к украинским упал бы или нет? Насколько у нас закрепляется культура слушать свое, ходить на свое, ценить свое?

- Я надеюсь, что мы будем выбирать украинское во всем среди всего прочего. Но, например, как выбрать ценителям между Пивоваровым и Imagine Dragons?

Сейчас на нашем рынке нет иностранных артистов, это его высвобождает и дает пространство для украинской музыкальной культуры. И это хорошо.

Когда война закончится, когда залетают самолеты, заработают аэропорты и международные страховые компании, когда, проще говоря, не будет рисков, к нам поедут иностранные артисты. И украинским артистам станет немного сложнее. Но это нормальная конкурентная среда.

Опять же, у нас появится больше возможностей сравнивать шоу Пиварова, Монатика, Klavdia Petrivna с Imagine Dragons, Thirty Seconds To Mars или Twenty One Pilots.

Сейчас в этом вакууме украинских артистов есть окно возможностей. И в него надо залетать, потому что есть необходимость у людей как-то провести время вечером - книгу почитать, или на концерт сходить, или в кино.

– У вас в фейсбуке есть фото, где вы вместе со Святославом Вакарчуком, его командой, друзьями слушаете новый альбом «Океан Ельзи» еще до его выхода. Это дружеская встреча или вы тоже к этому причастны?

– И дружеская встреча, и причастны. Origin Team – это команда очень опытных людей, опыт которых может оказаться полезным и действенным в различных комбинациях с артистами. Мы можем выступить партнером по продаже билетов и закрыть эту опцию.

Можем выступить партнером по организации небольшого, но важного события первого концерта на Origin Stage.

Можем выступить как стратегический консультант по созданию ценности события, чтобы оно имело успех.

Поэтому участие Origin Team в комбинации с «Океаном Ельзи» – это создание ценности вокруг события.

Сами концерты делает команда «Океан Ельзи». А мы создали идею проекта «Той день» - то, что он называется «Той день», почему называется «Той день», как это все сейчас доносится. И это очень позитивно сработало на эти концерты. Мы добавили свое видение, основанное на нашем опыте, к тому, что создано артистом.

Святослав Вакарчук – великий артист. У него есть любовь большого количества украинцев, это артист, который много раз собирал «Олимпийский». Но, тем не менее, они были обеспокоены, взволнованы временем, в которое это все происходит, уместностью этого события. У них было много вопросов, потому что они, как группа, должны сделать что-то особенное. Это должен быть не проходной концерт, не еще один концерт за их 30-летнюю историю, а событие.

Поэтому я присутствовал и как друг, и как партнер в реализации концерта. Кстати, на этой презентации Слава говорил, что альбом должен был называться «Мукачево», но поскольку Дима Феликсов помогает нам с концертами, теперь альбом будет называться «Той день» (смеется).

Создание песни «Той день» с разными артистами – эта идея тоже вышла от нас. Мы подумали, что следует обновить эту песню, перезаписать с другими исполнителями, самим перепеть.

- Могут поехать к нам снова российские артисты? Условно, как их называют, «хорошие русские». Память бывает короткой, как мы это уже не раз видели с 2014 года. Пойдут ли на них? Что, по вашему мнению, нужно делать уже сейчас, чтобы их здесь не было?

- Это вопрос и уместный, и сложный, потому что, вы правильно сказали, у людей короткая память. И сказать, что этого никогда не произойдет, что ни одного русского артиста не появится за нашей жизни, сложно. Хотелось бы, чтобы именно так и было. Чтобы не было здесь ни хороших русских, ни плохих. Плохие пусть землю удобряют, а хорошие пусть сидят там, где им хорошо, но не здесь. Моя позиция – однозначно нет: российских артистов на украинской сцене не должно быть.

А чтобы так было, нам, как обществу, нужно поставить такую ​​задачу. Сегодня общество не позволит появлению российского артиста, даже если у него будут все юридические основания: не запрещен въезд в Украину и прочее. Общество не позволит провести концерт, например, Ани Лорак.

А как будет общество реагировать на это через пять лет, никто не знает. Возможно, такие вещи следовало бы закрепить законодательно, запретить, чтобы такие вопросы больше не возникали. Человек с российским паспортом точно не должен выступать или быть на сцене в Украине.

А сложность вопроса в том, что сейчас общественное мнение, частью которого мы являемся, нас защищает. Однако со временем это может измениться. Кто-то, например, скажет: «Может, Галкин не такой уж и плохой, потому что он с первого дня был против войны, делал даже какие-то сборы, деньги перечислял, смотрите, сколько всего хорошего он сказал в сторону Украины за это время». А война уже закончилась, прошло лет пять, и общество может это проглотить. Потому что у общества не будет сил отвлекаться на это, будет какая-нибудь другая повестка дня. И это плохо. Ведь дальше под эту гребенку могут начать понемногу подгребать других. Так и начинается культурная дипломатия.

Я точно против этого сейчас и в будущем. За нашей жизни этого не надо допустить.

– Вероятные длительные блэкауты, о которых нас предупреждают, могут повлиять на концертную деятельность?

– К блэкаутам уже все адаптировались. Есть генераторы. Просто это уже закладывается в смету. Если не будет света, концерт пройдет, потому что на локации есть подключение к генератору, и организаторы события, надеюсь, об этом заранее подумают.

Я не знаю случаев за это лето, что не состоялось какое-либо событие из-за отключения света. Генератор не так уж и дорого стоит на уровне затрат на событие. Конечно, затраты на организацию события немалые, но генератор по себестоимости – как стоимость охраны.

– Есть еще какие-то проекты в планах?

– Мои бизнес-проекты примерно занимают 10 лет. Это фаза, которая нуждается в моем большом, особом, непосредственном внимании, чтобы выстроить систему, достичь определенных рыночных показателей и целей.

К примеру, Concert.ua я основал в 2012 году, но все свое внимание на нем сконцентрировал в 2014-м, и за 8-10 лет построил достаточно большой мощный бренд. Поэтому у меня появились силы и вдохновение, кроме него, еще чем-то заниматься.

Сейчас 10 лет своей жизни я готов потратить на Readeat. Что будет через 10 лет, не знаю. Надеюсь, у меня будут внуки, и, может быть, я в другом ритме буду жить (смеется).

Как Readeat, так и Concert.ua, и Origin Team – это все часть меня, часть моего внимания, часть моей страсти, я горю этими проектами. Больше не могу даже помечтать о чем-нибудь. Зачем, если у меня есть это!

Дмитрий Феликсов готов потратить 10 лет своей жизни на развитие книжного бизнеса. Фото: личный архив Дмитрия Феликсова

Дмитрий Феликсов готов потратить 10 лет своей жизни на развитие книжного бизнеса. Фото: личный архив Дмитрия Феликсова

Новости по теме: Интервью Книги Звезды Бизнес