Если гулять в лесу недалеко от села Ровжи в Киевской области, можно наткнуться на штетл. Так на идише называется небольшое поселение, где преобладает еврейское население. Деревянные домики, центральный рынок, синагога… 18 сооружений заняли почти 5 тысяч квадратных метров. Тут, в окружении сосен, украинская кинокомпания Star Media и французская Forecast Pictures снимают исторический фильм "ШТТЛ".
События разворачиваются 21 июля 1941 года - за 24 часа до вторжения немцев в штетл, прототипом которого стал львовский городок Сокаль.
Главный герой Мендель (актер Моше Лобел) возвращается в штетл из Киева, чтобы попрощаться: парень хочет посвятить свою жизнь кинематографу и перебраться в город. В этот момент все готовятся к свадьбе - семнадцатилетний сын мясника должен жениться на своей ровеснице Юне (Анисия Стасевич), дочери раввина. Но Мендель и Юна влюблены друг в друга, между ними снова вспыхивают чувства, и Мендель решает украсть невесту из-под венца. В этом деле ему помогает друг - украинец Демьян (Петр Ниневский). Побег ребятам удается, все они мечтают о светлом будущем, но утром Мендель обнаруживает, что к селу приближаются немцы. Ребята возвращаются в штетл, чтобы предупредить своих и избежать беды, но…
- Эта история начинается здесь, на деревянном мосту через реку, - ведет нас автор сценария и режиссер Эди Уолтер к штетлу. - Хочу, чтобы вы прошли путь наших ребят и сами все почувствовали. Двое молодых людей, еврей Мендель и украинец Демьян, возвращаются в штетл за день до операции "Барбаросса". Возвращаются из-за любви нашего главного героя Менделя к Юне, и они еще не знают, что их ждет через 24 часа. Это история о приключениях и любви молодых людей, погруженных в традиционную жизнь штетла, до момента его уничтожения нацистскими эскадронами смерти на следующий день.
Кстати, по задумке режиссера, отсутствие буквы "Е" в названии фильма "ШТТЛ" символизирует пропасть и пустоту, в которой оказываются герои ленты.
|
Сцену, когда Юна, Мендель и Демьян наконец-то вырываются из штетла и ощущают вкус свободы, актриса Анисия Стасевич называет одной из своих любимых.
- Это гимн свободы между жизнью и смертью. Может быть, это пафосные слова, но это так и есть. Это сцена, без которой не было бы фильма, - рассказывает "КП" Анисия Стасевич. - Эти трое, можно сказать, еще детей, вырываются из штетла, утром празднуют жизнь, наконец-то ощущают ее на вкус, ведь тогда были очень жесткие рамки, которые сегодня сложно представить, и тут же понимают, что это конец. И у них нет времени даже это осознать. Жизнь, как говорится, состоит из моментов. И для этих троих ребят этот момент был одним из самых ярких в их жизни. И у меня были такие же ощущения на съемочной площадке.
- Некоторые герои в фильме говорят на идише. А вы? - интересуемся у актрисы.
- Моя героиня разговаривает практически только на идише, - говорит Анисия. - Когда я получила эту роль, начала готовиться, вдруг перестала в себя верить, мне казалось это очень сложно, что выучить язык нереально. Спасибо нашему режиссеру Эди, который был во мне уверен и поддержал. Потом мы познакомились с Эли Розеном,он был нашим культурным консультантом и учил говорить на идише. Кстати, он был и консультантом сериала "Неортодоксальная". Занимались 2 месяца. С ним сразу появилось ощущение, что он научит говорить на идише кого угодно.
К тому же мой дедушка - из еврейской семьи, я - из Одессы, моя прабабушка, в честь которой меня назвали, говорила на идише. Так что это и моя личная история. Думаю, они были бы очень рады увидеть и услышать, что я вернулась к истокам.
|
Поселок, который киношники построили среди леса специально для съемок фильма, и вправду впечатляет. Строили штетл около 50 дней.
- Когда началось строительство нашего штетла, выяснилось, что стройматериалы, и в первую очередь лес, выросли в цене раза в два. Естественно, бюджетом это не было предусмотрено, надо было срочно искать решение, что нам делать, - рассказывает художник-постановщик Иван Левченко. - Поэтому я отправил гонца по близлежащим областям скупать старые дома, чтобы их можно было перевезти и пересобрать. Потому что состарить новое дерево - это и дороже, и сложнее технологически. Нам повезло отбиться еще малой кровью - из нового и дорогого леса мы построили только школу, синагогу и библиотеку. Все остальное удалось перевезти и пересобрать.
Старые дома 1930-х годов свозили из Житомирской и Черниговской областей, ближе ничего достойного найти не удалось.
- Дома все покупали. Договаривались или с главами сельсовета, или же получали разрешения от хозяев, - рассказывает художник-постановщик.
- Кстати, а этот дом из кирпича, его как успели построить? - интересуемся мы, глядя на домину.
- Нет, он из пенопласта, - улыбается Левченко. - Хотя выглядит и вправду как из кирпича. Еврейское кладбище тоже делали в мастерской из пенопласта. Но выглядит очень убедительно. Если бы мы обрабатывали настоящий камень, это было бы безумно дорого.
И правда - даже вблизи надгробия смотрятся, как из настоящего камня.
Сердце городка и гордость художников - это, конечно же, синагога.
- Деревянных и расписных синагог уже не осталось, - проводит нам экскурсию Иван Левченко. - В Польше восстановили деревянную синагогу, в Латвии есть пару заброшенных. Но расписных нет. Нашу мы расписывали две недели. Соответственно, строилась она около месяца. Синагога - самая сложная по конструкции. Если школа и библиотека снимаются только снаружи, то есть они без интерьера, то синагога у нас снимается как снаружи, так и изнутри.
Внутри декораторы тоже постарались. Например, в ней висят настоящие старинные австро-венгерские люстры - так называемые лампы-пауки, что добавляет какой-то особенной атмосферы.
|
Снимается "ШТТЛ" одним кадром. Проще говоря, весь фильм - как одна сцена. Оператор буквально следует за героями по пятам. От этого, как говорит режиссер, мы получаем совершенно иные эмоции от просмотра, ведь создается максимально реалистичная атмосфера происходящего, она дает чувство реального времени.
- Вы, наверное, видели британский фильм "1917", который был снят по технологии одним кадром. "ШТТЛ" мы тоже снимаем одним кадром, хотя эта технология и требует очень много усилий, - объясняет режиссер. - Например, сначала снимаем, как наши герои идут по мосту в штетл, стедикамом (это носимая система стабилизации съемочной камеры для съемки в движении. - Авт.), потом - дроном, чтобы показать масштабность места, а дальше снова стедикамом. Чтобы максимально дать зрителю почувствовать происходящее, так же используем технокраны, квадроциклы, которые снимают героев в движении. Здесь же, на площадке, находится монтажка, где делается предварительный монтаж: материал, который только что отсняли, сразу же проверяется. Это очень большая и сложная работа. Но мне важно показать историю этих молодых людей, которые возвращаются в штетл, не зная, что оттуда они уже никогда не выйдут.
По словам президента Star Media Влада Ряшина, съемки фильма с использованием технологии одного кадра требуют дополнительных репетиций с актерами и со всем техническим персоналом.
- Каждый должен досконально знать и реагировать на происходящее на съемочной площадке. Такого в Украине еще никто не делал. Но мы не боимся сложных вызовов, и картина "ШТТЛ" – тому подтверждение, - говорит Влад Ряшин. - Уверен, что проект ждет большой успех – как фестивальный, так и зрительский.
Премьеру картины нам обещают показать в 2022 году. А из этого удивительного киногородка хотят сделать музей - главное, отдать в хорошие руки. Здесь, как шутят на съемочной площадке, можно не просто отдыхать, даже свадьбы гулять. Мол, это же как целый город снять.
|
|
|
|
|
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ