В кино Данелия сразу начало необыкновенно везти. Оказалось, что он прирожденный, от Бога, режиссер. Его первый самостоятельный фильм "Я шагаю по Москве" участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля и навсегда вошел в историю кино. Вопреки распространенному мнению главная роль в фильме не была дебютом Никиты Михалкова: до того он уже снялся в четырех фильмах. Поэтому вскоре молодой актер начал капризничать: после пяти дней съемок пришел к Данелии и потребовал, чтобы ему платили по высшей актерской ставке - 25 рублей в день. "Я играю главную роль. А получаю как актеры, которые играют не главные роли. К примеру, Леша Локтев, Галя Польских. Или 25, или я сниматься отказываюсь!"
Данелия сначала пытался доказать наглецу, что Локтев и Польских - уже опытные актеры, а он - просто школьник. Не убедил. И сказал ассистенту по актерам:
- Лика Ароновна, вызови парня, которого мы до Михалкова пробовали. И спроси, какой у него размер ноги, - если другой, чем у Никиты, сегодня же купите туфли. Завтра начнем снимать.
- Но вы меня пять дней снимали. Вам все придется переснимать! - занервничал Михалков.
- Это уже не твоя забота. Иди, мешаешь работать…
И тут скупая мужская слеза скатилась по еще не знавшей бритвы щеке впоследствии известного режиссера:
- Георгий Николаевич, это меня брат Андрон (режиссер Андрей Кончаловский. - Ред.) научил!.. Сказал, что раз уже неделю меня снимали, то у вас выхода нет!
"Когда мне стукнуло сорок лет, я считал, что жизнь уже прожита", - писал о себе Данелия. Сорок ему исполнилось в 1970 году. Лучшие фильмы, "Мимино" и "Осенний марафон", были у него впереди.
Сценарист и драматург Александр Володин написал "Осенний марафон" специально в расчете на Александра Калягина. Данелия, которому Володин этот сценарий принес, заявил, что это не его материал. (На самом деле это был даже слишком "его" материал: тогда у него в жизни была схожая ситуация, он был женат на актрисе Любови Соколовой, и одновременно у него полным ходом развивался роман с писательницей и сценаристкой Викторией Токаревой).
Володин все же предложил Данелии поработать над сценарием вместе. Когда они закончили и режиссер понял, что придется ставить картину, ему заодно стало ясно: Калягина в главной роли он никак не видит. Впрочем, не видел Данелия в ней и Олега Басилашвили. Басилашвили казался ему импозантным, статным красавцем, никак не годящимся на роль неуверенного в себе переводчика. Все решил один эпизод: Данелия на своей машине подвез Басилашвили до дома, высадил, отъехал метров на 50, посмотрел в зеркало заднего вида… "Вижу - стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар". И только тут Данелия разглядел в актере своего Бузыкина.
|
Фильм "Мимино" изначально не должен был называться "Мимино" и вообще не должен был быть про Грузию. Данелия с Токаревой написали простенький и светлый сценарий про деревенскую девушку, влюбленную в летчика. Уже запустились в производство. Но тут Данелия пересказал сюжет своему другу, писателю Максуду Ибрагимбекову, и тот вспомнил другой сюжет о деревенском летчике, каждую ночь запиравшем свой вертолет на замок, чтобы не украли. Данелия решился начать сначала и снимать фильм, дорабатывая его по ходу съемок.
Например, в номере гостиницы "Россия" летчик Мизандари должен был жить с соседом. Вариантов было два: или это будет эндокринолог из Свердловска в исполнении Евгения Леонова, либо шофер в исполнении Фрунзика Мкртчяна. Оба варианта казались отличными. Решили бросать монетку: если орел, снимем Леонова, если решка - Фрунзика. И выпала решка. А если бы выпал орел, не было бы ни "Я так думаю", ни "Такую личную неприязнь испытываю к потерпевшему, что кушать не могу", ни "Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся" - ничего вот этого, получился бы совершенно другой фильм. (Кстати, чуть ли не половину своих знаменитых реплик Мкртчян придумал сам в ходе съемок.)
Сняли фильм довольно легко. Болезненные истории начались потом. "Мимино" решили показать на Московском кинофестивале, но Данелии поставили жесткое условие: вырезать сцену, где герой Кикабидзе по ошибке звонит в Израиль. Данелия же считал, что этот эпизод для фильма ключевой. Он заявил, что снимет свою фамилию из титров, если его в картине не будет. Сошлись на компромиссе: на фестивале фильм показали без этого эпизода, для проката сцену со звонком оставили.
Потом Данелия представлял картину писателям в Доме литераторов, перед фильмом рассказал им эту историю, объяснил, что на фестивале картину порезали, но они-то сейчас увидят полный вариант… И, как назло, после этого показали именно фестивальную копию - без звонка в Израиль!
"В тот вечер я поднялся в будку механика и выкупил у него гнусную часть, в которой не было разговора с Тель-Авивом. Пришел домой, взял ножницы, поточил их, вынул из коробки пленку и с наслаждением стал резать ее на мелкие кусочки!"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ