21 ноября
Загрузить еще

Друзья о "короле мрамора" Николае Шматько: Он мог жить в роскоши, но умер в нищете

Друзья о
Фото: Фото: личный архив Николая Шматько.

Николай Гаврилович скончался в возрасте 77 лет. Он стал известен благодаря ряду работ, которые создавал, используя образы политиков. Самой резонансной стала неоднозначная скульптура Юлии Тимошенко – в обнаженном виде,  которую автор готов был продать за 500 тысяч евро. Покупателей не нашлось. Впрочем, как и на многие другие его работы, несмотря на их художественную ценность.

Уроженец Донецкой области, он всю жизнь искал в Украине то место, где люди по достоинству оценят его работы, где он сможет открыть персональную галерею. Жил в Красном Луче, Славянске, Луганске, Одесской области, Мукачево, Переяславе – здесь прошли последние восемь лет его жизни. Скульптор - обладатель медали "Лоренцо великолепный" Международного биеннале современных искусств, -  умер в нищете и в забвении. По словам друзей и знакомых, Николай Шматько предпочитал оставлять картины и скульптуры у себя, чем продавать. А если бы продавал, торговался, то мог бы встречать старость в роскоши. Предпочел Николай Гаврилович  ютиться в неотапливаемом сыром подвале, без туалета и прочих удобств.

В свое время скульптор создал образ обнаженной Юлии Тимошенко. Фото: архив семьи Шматько.

Что посмотреть в Луганске? Идите к Шматько!

Последние два месяца Николай Шматько проходил химиотерапию – врачи нашли онкологию, когда он пришел в больницу на обычное обследование. Несколько лет назад у него диагностировали цирроз печени – требовалась регулярная медицинская поддержка организма. Цирроз, по словам сына скульптора Рафаэля Шматько, стал последствием когда-то перенесенного гепатита, о котором художник даже не подозревал – антитела обнаружили случайно, когда делали операцию на хрусталике. К алкоголю он относился очень сдержанно.

- Еще два месяца назад мы с отцом наматывали по 200 километров на велосипеде – ездили в Черкассы из Переяслава, - рассказывает "КП" в Украине" Рафаэль Шматько. – В больницу в июне он пришел сам, ничего не болело – это я настоял, добивался, чтобы он регулярно проходил, так сказать, "техосмотр". А теперь он в гробу. Я считаю, что его залечили. Мы принципиально не будем жить в Переяславе и прах отца здесь не оставим. Если не решится вопрос с галереей здесь, мы будем возвращаться в Донбасс. Здесь в подвале сидеть мы больше не будем. Это как тюремный срок – в помещении ни окон, ничего… 

В Переяслав художник переехал восемь лет назад. До этого жил в Мукачево, где ему власти предоставили квартиру, еще раньше – в Луганске, где потом купил большой трехэтажный дом, обменяв на него квартиру. Отремонтировать дом и сделать отопление ему также помогли меценаты. В Красном Луче вместе с семьей жил в подвале, который вырыл во дворе тещиного дома. В этом же подвале была его мастерская и галерея.

- Если приезжали друзья из других регионов и спрашивали: "Что посмотреть в Луганске?", их вели к Шматько – в его подвал, где он жил с сыновьями и невесткой, - рассказывает "КП" в Украине" знакомая скульптора Яна Осадча.

Дом и сейчас есть. Но продать его нереально. В нем была и галерея скульптора. Но здание не совсем устраивало художника – на отшибе, холодное…

В прошлом году скульптор изваял президента Владимира Зеленского. Также в его архиве - бюсты Виктора Ющенко, Виктора Янукович, Юлии Тимошенко, Дональда и Мелании Трамп, Дмитрия Медведева. Фото: архив семьи Шматько.

Памятник фаллосу

В Луганске, говорит Яна Осадча, художник запомнился не только своими работами, но и экстравагантными идеями, которые всегда натыкались на сопротивление местных скульпторов и художников.

- Они дико боялись, что появился такой дерзкий товарищ. Также его не приняли и потому, что у него нет образования, а поведением он выделялся среди других, - продолжает Яна. – Считал себя королем мрамора. Такой конкурент пугал тех, кто делал все памятники в городе. Он задвигал небанальные идеи для Луганска. Например, хотел установить в городе памятник фаллосу.   

Характер у Николая Гавриловича, по словам знакомых, был далеко не сахар – часто на других смотрел свысока. Тем не менее  прослыл человеком открытым, дружелюбным и гостеприимным.

- К нему в подвал в любое время можно было прийти – днем или ночью. Хотя он был "на своей волне", - отмечает Яна Осадча.

Бюст Дональда Трампа скульптор вырезал еще до его победы на выборах президента США. Фото: архив семьи Шматько.

Устраивал акции протеста

Также луганчане хорошо помнят скандал 2011 года, связанный с экс-главой Апелляционного суда Луганской области Анатолием Визиром. Тогда, как говорил художник, Визир заказал у него скульптуру Богородицы. На нее мастер потратил мрамора на четыре тысячи долларов, но заказчик скульптуру не забрал. Обиженный скульптор вырезал фигуру судьи и провел акцию протеста. 

- Я его знал 25 лет. Такие люди, как он, важны - они занимаются строительством общества, - рассказывает "КП" в Украине" друг Николая Шматько Александр Сталив. - Своеобразный человек… Кажется, он был просто токарем и начал заниматься скульптурой, когда кому-то сделал на заказ памятник на могилу. Он был особенный. Его не признавали как скульптора. Но нашлись и те, кто его полюбили.

Одним из почитателей таланта скульптора был экс-председатель обладминистрации Донецкой области, с подачи которого, по словам Александра Сталива, у Николая Шматько появился заказ на четырехметровую скульптуру Богородицы для Свято-Успенской Святогорской лавры в Донецкой области. Она и сейчас встречает там всех паломников и посетителей. За эту скульптуру автора наградили орденом Нестора Летописца.

- Тогдашний мэр Луганска помог ему переехать в город из подвала в Красном Луче, - продолжает Александр Сталив. – В Луганске он делал кричащие выставки, боролся с чиновниками. Фотохудожник Валерий Кошелев называл его эпатажным. Такой он был, сложный…

Позже Александр Сталив, будучи в гостях у тогдашнего министра МЧС Виктора Балоги, рассказал о скульпторе Шматько. И Балога пригласил его в Мукачево, выделил хорошую квартиру. Скульптор нагрузил четыре фуры вещей, сел с семьей в подаренный "Мерседес" - и переехал в Закарпатье. 

- Каждый имеет недостатки, и он имел - не умел ладить с властью, местными архитекторами. Он считал, что он выше других в определенной степени, - отмечает Александр Сталив. – Он хотел, чтобы его работы выставлялись, чтобы был доход, он мог работать… Его заметили еще в советское время – дали ему доступ к уральскому мрамору, а позже он ездил и в Италию, в Каррары – в мраморный карьер, вез материал оттуда.

Скульптура Богородицы встречает паломников в Свято-Успенской Святогорской лавре. Фото: архив семьи Шматько.

Признания не нашел

В Закарпатье Николай Шматько собирался создать из огромного куска каррарского мрамора скульптуру "Явление Христа Апостолам", но не сложилось… Сделал здесь две скульптуры – "Школьную учительницу" и "Дионисия" - к празднику вина. Скульптуру "Явление Христа" он успел сделать только в гипсе – воссоздать в мраморе ее теперь некому.

- У Шматько много скульптур, связанных с обнаженным телом человека, с тем же фаллосом. А в Закарпатье люди, хоть и добрые, простые, но набожные – и они не очень воспринимали это. Он пытался выставляться там, но признания не нашел. - вспоминает Александр Сталив. 

Несмотря на убегающую от него славу,  Николай Шматько не бросал ремесло – продолжал творить. Много денег вкладывал в материал. А сам жил как нищий. На рынке продавцы давали ему продукты в долг. В подвале зимой было ужасно холодно.

Скульптуру "Поклонение диску" сыновья продавать не будут. В диске, который символизирует Солнце, девушка видит изображение Всевышнего. Фото: архив семьи Шматько.

Поругался с Волочковой

Сложный характер мешал скульптору находить общий язык и с известными личностями. Когда он сделал скульптуру Анастасии Волочковой, вместо того, по словам друзей, чтобы поладить с ней, начал ее всячески критиковать.

- Ездил на  НТВ, выступал. Там сказали: "Николай, мы нашу Настеньку в обиду не дадим", - вспоминает Александр Сталив. – Он все время искал какой-то конфликт, а мне не удалось вовремя научить его быть миротворцем.

На постоянном противопоставлении, по мнению близких, художник пытался обрести известность. Отсутствие признания в Украине его угнетало. Хотя его талант едва ли можно оспорить.

- На выставке в Монако представители одного из европейских музеев предложили купить его скульптуру за 100 тысяч евро. Все работы декларировались на границе, и они были готовы даже приехать в Украину и здесь все оформить, - добавляет Александр Сталив. – Но Николай отказался, сказал, что будет сохранять коллекцию полностью для Украины. Он просто не понял, у него не было делового сопровождения, хотел "все сам". А если бы продал – были бы деньги и на открытие галереи, и на мрамор.

Украине коллекция Шматько оказалась не очень-то и нужной. Она так и стоит в его подвале в Переяславе и сейчас. Как говорит сын художника Рафаэль, помещение под галерею городские власти не нашли, хотя обещали.

- Папа ждал, что откроют галерею. На одной сессии, на другой должны были рассмотреть вопрос. И так проходили годы, - говорит "КП" в Украине" Рафаэль Шматько. – Обещали помещение предоставить за 1 гривну, но никто ничего не дал. Участок под строительство тоже. Хотя власти в интервью недавно говорили, что якобы давали, а он не хотел, но   я занимался этим вопросом и уверяю – никто ничего не дал. Поместили в подвал и все.

Николай Шматько. Фото: Соцсети.

Продавал имущество, но не скульптуры

Притом работы скульптора стоили очень дорого. В подвале, где он жил, хранится почти тысяча его произведений – около сотни скульптур, эскизов, картин – живописи и графики. 

- Чтобы продавать работы, нужно их показывать, возить по выставкам. Он надеялся на власть, что пройдет еще полгода – и найдут помещение под галерею, подписи собирал, - продолжает Рафаэль Шматько. – Приехал в Переяслав с надеждой, а в итоге здесь мы распродали имущество, машину, и папа выехал отсюда уже в гробу. Он готов был продавать работы, но для этого нужна аудитория и выставки. За все это время мы продали две скульптуры – по цене тысяч десять евро. Столько же, 10-12 тысяч евро, стоит поехать на выставку – начиная от доставки и заканчивая помещением. Это цена проекта – даже не продать, а просто повезти работы. В Переяславе у нас уже таких возможностей не было – сели на ноль, продали все, что можно. На эти деньги папа покупал мрамор, полотна, краски – он продолжал работать. Он себе чего-то не приобретет, но материал купит, как и все творческие люди.

Коллекцию распродавать не будут

Сыновья надеются, что когда-то все-таки откроют галерею Николая Шматько, как и мечтал их отец. Но даже если и нет, все работы однозначно продавать не будут.

- Есть такие, что он не хотел продавать. И мы не будем. Это "Поклонение диску", "Пророк", - отмечает Рафаэль Шматько. – Коллекция должна быть открыта для людей, она уникальная. Что бы кто ни говорил. Я не хочу ее распродавать.

- Он не хотел продавать скульптуры по мелочи, собирал большую коллекцию, чтобы все можно было вместе посмотреть, - отмечает еще один знакомый скульптора, Ярослав Гребенюк. – Считал, что он должен работать вместе с государством, чтобы прославить Украину. Ценил свою коллекцию и не разменивался на мелкую работу. Хотя, если б, например, начал делать могильные надгробия, жил бы припеваючи, купил бы квартиру где-нибудь в Киеве.

СПРАВКА "КП"

Николай Гаврилович Шматько родился 17 августа 1943 года в Красногоровке Донецкой области. За свою жизнь создал более 750 памятников, среди которых не только скульптуры, но и барельефы, горельефы, а также почти 500 картин. Коллекция выставлена в подвале, где он и жил, и насчитывает около сотни скульптур из уральского и итальянского мрамора и несколько сотен картин.

В 2011 году о скульпторе сняли документальный короткометражный фильм.

Николай Шматько умер 15 сентября 2020 года, пройдя один курс химиотерапии и так и не дожив до второго, в возрасте 77 лет - на руках у сыновей и жены. Тело скульптора кремировали на Байковом кладбище 17 сентября.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иван Марчук: Я сделал огромную дурость, оставшись в Украине. До сих пор каюсь