Известный украинский режиссер Сергей Лозница резко высказался о ситуации вокруг фильма "ДАУ. Дегенерация". Происходящее заставило кинематографиста вспомнить и о духе доносов сталинских времен, и об отношении к "непонятным" власти художникам во времена Хрущева. Об этом Лозница
- Прежде всего, вакханалия и травля фильма и его автора, которые поднялись в информационном пространстве демократической, свободной Украины, мне кажутся недостойными, низкими и просто отвратительными, - отметил режиссер.
Лозница подчеркнул, что проект "ДАУ", прежде всего, это художественное произведение. Это фильмы, снятые на пленку, сыгранные актерами в построенных декорациях.
- Если у вас возникает ощущение, что это реальность, и вам кажется, что все увиденное происходило "на самом деле", то это только благодаря мастерству режиссера и его команды, добившиеся такой степени достоверности, - подчеркнул он.
Те части проекта, которые Лознице уже удалось посмотреть, производят "сильное эстетическое впечатление". По мнению режиссера, они затрагивают такие темы и вторгаются на такие территории, на которые советское и постсоветское кино еще не ступало.
- Кастинг потрясающий. Существование актеров в кадре - феноменальное, - заметил коллега Ильи Хржановского.
Реакцию публики на фильм Лозница оценивает как "органичную" - в полном соответствии с замыслом автора.
- Вот вам - пожалуйста - "просвещенная общественность", посмотрев фильм, пишет доносы в прокуратуру и пасквили в своих изданиях, применяя те же инструменты, тот же словарь советизмов, которыми пользуются и герои "Дау". С этой точки зрения, директор киномузея или "прогрессивная" кинокритик играют свои роли в проектах "Дау" не хуже буфетчицы Наташи, - подчеркнул Сергей Лозница.
По мнению режиссера, с одной стороны, банальность всей истории с травлей "Дау" поражает, а с другой - можно только восхищаться тем, насколько эффективным оказывается художественный метод Ильи Хржановского на территории бывшего СССР.
- Могу лишь повторить очевидные (для меня) вещи: не стоит путать художественный нарратив с жизнью, а личность автора с его художественным выражением. Считаю, что после того, как 15 февраля 1978 кассационный суд Италии постановил, что фильм "Сало, или 120 дней Содома" Пьера Паоло Пазолини является произведением искусства, это тема закрыта, - отметил Лозница.
Режиссер упомянул о не менее важном принципе - презумпции невиновности.
- Человек невиновен, пока его вина не доказана в суде. Пока украинское общество этим принципом не овладеет, оно останется советским, - резюмировал Лозница.
Скандал вокруг фильма "ДАУ. Дегенерация" российского режиссера Ильи Хрижановского, который одновременно является художественным руководителем Мемориального центра памяти жертв Холокоста "Бабий Яр" в Киеве, разгорелся 20 апреля в Фейсбуке. Правозащитница Елена Самойленко обратила внимание на жестокие сцены с участием маленьких детей и предположила, что в реальной жизни при съемках им тоже мог быть нанесен вред. Мнения в соцсетях на этот счет разделились, но обеспокоенность вышла на государственный и юридический уровень.
21 апреля уполномоченный по правам ребенка Николай Кулеба
25 апреля депутат от фракции “Слуга народа” Александр Ткаченко, возглавляющий комитет Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики, заявил, что комитет обратится в правоохранительные органы для проверки фактов привлечения малолетних детей к съемкам сцен насилия.
Сам Илья Хрижановский назвал происходящее в Украине вокруг его фильма (который снимался в Харькове) безумием и мракобесием.