Режиссер фильма "ДАУ. Дегенерация" Илья Хржановский назвал реакцию на сцены издевательств над детьми мракобесием и безумием. Об этом он рассказал
Кинематографист назвал все скандалы и бурные реакции на съемки малышей из харьковского приюта в фильме "выдуманной вещью". Цель фильма - ровно обратная: чтобы такие вещи, какие в вымышленной сцене изображены на экране, в реальной жизни не происходили.
– Я считаю, можно снимать младенцев, если вы им не приносите вреда. Если это является короткой съемкой, в которой эти дети оказались в кадре, и они дают такое впечатление, такую вызывают реакцию, то я считаю, это возможно и правильно. Я это сделал осознанно. И не считаю, что сделал что-то неправильно, - сказал он.
Хржановский отметил, что позволил бы снять в подобных сценах и своих детей.
- В России фильмы не получили разрешения из-за обвинения в пропаганде порнографии. Но даже в России не смогли бы с такой скоростью открыть уголовное дело. А здесь это развернулось мгновенно, – отметил режиссер.
Хржановский добавил, что считает огласку использования настоящих детей в демонстрациях пыток "кампанией" против себя.
- То, что это кампания против меня, я абсолютно уверен. В основе ее, в общем, мракобесие. Я бы это так, если честно, назвал. Считаю, что это своего рода преступление и мракобесием: обвинять, дискредитировать людей, смотря художественный фильм и думая, что там все происходило на самом деле, – отметил Хржановский.
Руководствуясь такой логикой, замечает создатель "ДАУ", можно и в конце фильма предположить, что всех на самом деле убили, "потому что там трупы лежали".
- Тебе может нравиться, не нравиться. Ты можешь это считать тем или другим, но когда это начинает разворачиваться в уголовную плоскость – для меня это абсолютная дикость. Эта сцена нигде не вызывала никакой реакции. Но теперь, если будут перепечатывать, говорить, что над ребенком, над детьми ставили эксперименты, пытали – это безумие, понимаете? Я на это эхо не обращал бы внимания, считал бы бредом, если б оно не било по проекту "Бабий Яр, - рассказал Илья Хржановский.
Режиссер отметил, что у административной группы фильма были все требуемые разрешения на съемку сцен с детьми. Кроме того, протокол соблюдался жестко, так как фильм снимался для разных стран и учитывались требования их законодательств.Кроме того, та серия, в которой есть сцены с детьми, имеет прокатный сертификат в европейских странах.
Хржановский пообещал, что полностью отснятый материал, который делался без дублей (из двухчасовой съемки в картину вошло несколько минут) можно будет увидеть через два месяца - его выложат в сеть. И это будет своеобразным документом.
- Вначале приезжает председатель детского дома, рассматривает место съемки. Определяет температурный режим, осматривает вещи, в которые они должны переодеться. Решается, что будет с детьми происходить во время на площадке. Кто с ними взаимодействует из так называемых персонажей, которые играют роль экспериментаторов, - рассказал он об организации процесса съемок.
К каждому ребенку, отметил создатель "ДАУ", был прикреплен сотрудник детского дома, для того чтобы они были всегда в привычном для них контакте и не получали какого-то отрицательного впечатления.
Также режиссер объяснил, для чего нужна была вообще эта сцена - для демонстрации нравов советской системы, для которой человек является просто расходным материалом.
20 апреля пользовательница Фейсбук Елена Самойленко написала, что в течение последних двух лет изучает детскую нейропсихологию, детские рефлексы и паттерны поведения. И на глаза ей попался фрагмент с плачущими младенцами из фильма.
- ...съемки могли спровоцировать депрессию, фрустрацию и страх смерти у ребенкаю, -
21 апреля уполномоченный по правам ребенка Николай Кулеба
Ряд СМИ обнародовали обращение к Кулебе директора компании “Феномен-Украина” Кристины Волошиной. В нем она рассказывает, что компания отвечала за организацию съемок эпизода в Харькове в 2011 году. Волошина заверила, что сцены снимали в присутствии официальных опекунов, а съемочную площадку осмотрел медперсонал.
В Харькове 22 апреля открыли два уголовных дела из-за возможных нарушений во время съемок детей для фильма "ДАУ. Дегенерация". Ювенальные прокуроры прокуратуры Харьковской области зарегистрировали уголовные производства по фактам пыток, а также изготовления или распространения произведений, пропагандирующих культ насилия (ч. 2 ст. 127, ч. 3 ст. 300 УК Украины). Правоохранители подозревают, что детям-сиротам во время съемок могли причинить физическую боль или моральное страдание.
В мемориальном центре "Бабий Яр", в свою очередь, отметили, что любое насилие недопустимо. В то же время все обвинения, которые раздаются в адрес Ильи Хржановского, "сделаны на основании эмоций и субъективных мнений", построены на догадках и предположениях. В центре считают, что окончательные решения следует принимать после объективных выводов правоохранительных органов.
25 апреля депутат от фракции “Слуга народа” Александр Ткаченко, возглавляющий комитет Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики, заявил, что комитет обратится в правоохранительные органы для проверки фактов привлечения малолетних детей к съемкам кадров насилия. Также в комитете попросят правоохранителей и экспертов дать оценку, какой вред съемки могли причинить детям. Также Ткаченко усомнился в том, что Хржановский имеет право сотрудничать с Мемориальным центром памяти жертв Холокоста "Бабий Яр".
СССР, 1950-е. Секретный НИИ проводит научные и оккультные эксперименты над животными и людьми по созданию идеального человека. Генерал КГБ и его подчиненные закрывают глаза на эротические похождения директора института, на скандальные дебоши выдающихся ученых и на их жестокие и безумные исследования. Однажды в лабораторию под видом испытуемых прибывают представители радикальной крайне правой молодежи. Они получают задание: искоренить распущенность морально разлагающихся элементов институтского сообщества, а при необходимости разрушить и стереть с лица земли хрупкий мир секретной советской науки.