Конечно, все рассказы барона Мюнхгаузена - вранье, неудержимый полет фантазии. Но сам Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен был реальным человеком. Родился в 1720 году в Нижней Саксонии и умер там же 77 лет спустя. Молодость провел в России, служил в императорской армии и даже лично встречал во главе почетного караула принцессу Софию-Фредерику Ангальт-Цербстскую, ставшую потом Екатериной II. Мать принцессы тогда восхитилась красотой 24-летнего Мюнхгаузена и особо отметила ее в своем дневничке.
Ну а когда ему было немного за тридцать, он вернулся в городок Боденвердер и начал вести мирную спокойную жизнь. Где и травил свои байки.
Пьесу Григория Горина Захаров для экрана ощутимо переделал. Автор не возражал. Именно Марк Захаров добавил в пьесу Герцога, которого сыграл Леонид Броневой, и придумал, что основное призвание персонажа, от которого он не в силах избавиться, - портняжное дело. ("Интонацию Герцога мы заимствовали у директора "Мосфильма", который начинал все реплики с фразы "Ну... задумано у тебя интересно", - вспоминал Захаров.)
Захарову хотелось добавить в сюжет фантастических подробностей. Например, показать на экране оленя, у которого между рогами выросло вишневое дерево, после того как Мюнхгаузен выстрелил ему в лоб косточкой.
- Этот олень был болевой точкой в съемочном процессе, - вспоминал Захаров. - Мы со вторым режиссером решили примотать деревце скотчем оленю ко лбу. Пошли в питомник, выбрали животное. Но второй режиссер был опытный и знал, что все надо проверять. Взял литр водки, пошел к егерю и, выпив, невзначай спросил его: "Как мы к нему подойдем?" На что егерь сказал: "Он нас близко не подпустит!" Олени не терпят, когда им ко лбу скотчем приматывают ветки. Пришлось применять то, что раньше называлось комбинированными съемками: специально обученный человек на фоне черного бархата непостижимым образом повторял движения оленя, неся деревце в руке, а потом деревце впечатали в готовый фильм. Не очень хорошо вышло. Насколько проще было бы с компьютерами...
К Олегу Янковскому Захаров с самого начала относился как к очень талантливому актеру, но вовсе не комедийному. А потом...
- Он ухватил какой-то хороший, веселый взгляд человека, который несет юмор. Это было для меня неожиданно, - рассказывал Захаров. - Олег был человеком уникального таланта. Он был очень киногеничен. Знаете, есть актеры, которые могут хорошо сыграть, но на них мучительно долго надо ставить свет, чтобы лицо обретало какое-то обаяние. А Янковский как кошка, его как ни снимай - в темноте, при свете, слева, справа, с поставленным светом, без него, - все равно дико выразителен.
На роль Марты, возлюбленной барона, Захаров хотел взять Татьяну Догилеву, восходящую звезду "Ленкома". Но, говорят, она чем-то не понравилась руководству студии. Захаров начал пробовать других актрис, одной из последних пришла Елена Коренева - ее в итоге и утвердили. Хотя поначалу Захарову не хотелось работать с чужой актрисой (Коренева прославилась в "Романсе о влюбленных" Андрея Кончаловского, с которым, как всем было известно, ее связывали романтические отношения).
Актриса вспоминала: "Когда я в костюме и гриме делала фотопробы на студии, пришло известие о гибели Ларисы Шепитько. Вместе с ней в автокатастрофе погибли несколько ее коллег, которые отправились тем ранним утром на выбор натуры. В день похорон лил проливной дождь, во дворе студии стояло шесть гробов... Фотограф щелкал вспышкой, а на лице моем, под париком, нахлобученным на голову, застыл вопрос: зачем? Возможно, мое лицо на фотографии, сделанной в день трагической гибели Ларисы, имело нужное для образа выражение, но меня утвердили на роль Марты".
ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА
- Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
- Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.
◆ ◆ ◆
- Вы же разрешаете разводиться королям.
- Ну, королям в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода.
- Для продолжения рода нужно совсем другое.
◆ ◆ ◆
- Имеешь любовницу - на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на них женились. Это аморально!
◆ ◆ ◆
- Война - это не покер! Ее нельзя объявлять когда вздумается! Война - это... война!
◆ ◆ ◆
- 16.00 - война с Англией.
- С кем?
- С Англией.
- Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?!
◆ ◆ ◆
- Не меняться же мне из-за каждого идиота!
◆ ◆ ◆
- Я не верил, что вы умерли. Даже когда в газетах сообщили, не верил. Когда отпевали, не верил. И даже когда закапывали, сомневался.
◆ ◆ ◆
- В конце концов, мы - центр Европы, я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия. Хотите отрезной рукав - пожалуйста. Хотите плиссированную юбку с вытачками - принимаю и это. Но опускать линию талии не дам!
◆ ◆ ◆
- Неужели вам обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?!
◆ ◆ ◆
- Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны. Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!
|
Снимали картину в настоящей Германии, в социалистической ее части - в ГДР. На съемки в прелестный городок Вернигероде Захарова отпустили без всяких проблем. А вот, например, Семена Фараду выпускать из СССР никак не хотели, несмотря на то что он уже снялся в нескольких сценах в Москве.
Благодаря вмешательству телевизионного начальства Фараде все-таки выдали визу. Приехав в Германию, он был совершенно потрясен тем, что увидел. Как известно, в конце 70-х, во времена тотального дефицита, советских людей шокировал вид западных магазинов, в которых лежало по 80 сортов колбасы и при этом никто ее не покупал. Иногда доходило до настоящих психических срывов. Над Фарадой еще и подшучивали другие актеры: говорили ему, например, что сегодня вечером в кафе за углом будут показывать стриптиз. Бедный Фарада бежал туда и сидел за столиком, а стриптиз все не показывали...
Впрочем, стриптиз Фарада все-таки увидел. И не только он.
Вне съемочной площадки актеры много веселились. Елена Коренева вспоминала: "Подстрекателем и вдохновителем всех розыгрышей был Саша Абдулов - человек гигантской, неистощимой энергии и отваги. После очередной съемки ко мне в номер постучали. В дверях стоял Абдулов, он объяснялся скороговоркой, тараща на меня глаза и поднимая брови: "Сейчас они придут, хотят тебя разыграть, чтобы было весело всем, прошу тебя, обнажись по пояс!" "Как?" - переспросила я, решив, что ослышалась. "По пояс, когда постучат!" И он вылетел пулей. Не успела я принять какое-либо решение, как вновь раздался стук в дверь. "Кто там?" - резко спросила я. "Лен, это мы, открой на секундочку, очень надо", - отвечал чей-то жалобный голос. На свой страх и риск я сдернула кофту и открыла. Янковский, Абдулов, Долинский, Фарада и, если не ошибаюсь, Кваша стояли перед дверью на коленях. В руках - примерно на уровне ширинки - каждый из них держал батон сервелата, который задорно был поднят вверх. "Что?" - спросила я деловым тоном, уперев руки в боки и стараясь придать бюсту как можно более независимое настроение. "Лена..." - начал было самый решительный, но вид двух маленьких грудей, беззащитно торчащих в воздухе, сразил говорившего, и он свалился в приступе истерического хохота, за ним - остальные. Хохот сменился ржаньем и всхлипываньем - кто-то свалился на месте, остальные отползали в глубь коридора. Можно сказать с уверенностью, что это был режиссерский дебют Абдулова, он и смеялся громче всех".
Несколько дней назад народный артист попал в реанимацию. До госпитализации он некоторое время испытывал проблемы с дыханием, но не решался обратиться к медикам.