Корреспондент «Комсомолки» проник «в сердце» часового механизма. Симферопольцев и гостей города обманывают: визитная карточка крымской столицы - вокзальные куранты не «бьют» и вообще «не имеют голоса». За гигантские часы «отрабатывают» ход времени совсем другие. Они маленькие, напольные и спрятаны в подвале башни. Вот их-то переливистый бой, многократно усиленный динамиками, мы и слышим.
Ночью куранты «спят»
К напольным часам (такие же можно увидеть в Верховной Раде Крыма) прилажен обыкновенный студийный микрофон, а на самом верху башни установлены мощные динамики.
- Тихо, - прижимает палец к губам старший электромеханик Юрий ТОЛМАЧЕВ, когда мы спустились в подвал. - Если здесь громко говорить, можно рассчитывать на большую аудиторию вокзальных слушателей.
На ночь бой отключают. Ведь куранты бьют каждые пятнадцать минут, а вокруг жилые дома. Работники вокзала со стажем рассказывают, что в одном из этих домов жила бабуля и ей бой часов не только не мешал, а наоборот - нравился. Каждый раз, когда дежурный электромеханик отключал микрофон, бабуля звонила, чтобы поинтересоваться: "Почему не бьют куранты?" и «Не случилось ли какой беды?». Говорила, что слышит перезвон уже сорок лет и очень полюбила его.
За полвека - одна поломка
Куранты - те же напольные часы, только гигантские. Их, как и весь вокзал, построили в конце сороковых годов пленные немцы. Часовой механизм спустя несколько лет сделал Орловский часовой завод. Механизм находится на самом верху, в тесной комнатке, под куполом башни, куда приходится подниматься по крутым ступеням.
- Раз в неделю, по пятницам, мы его заводим, - рассказывает электромеханик. - Для одного завода достаточно сорока оборотов.
Но, чтобы сделать хоть один оборот, нужно приложить немалые усилия. Ведь миниатюрная гирька в виде елочной игрушки, которую мы привыкли видеть на «часах с кукушкой», здесь заменена на 240-килограммовый противовес. За десять дней он опускается на дно башни на 60 метров.
- Часы точные, корректировать приходится нечасто, - заверяет Юрий Толмачев. - Хорошо сработаны детали, подогнаны шестеренки
Симферопольские куранты за свою полувековую историю отсчитали более пятисот тысяч часов.
- Полвека прошло, а им все нипочем. Только анкерную шестерню заменили, - говорит электромеханик. - Вот и весь ремонт часового механизма за 50 лет.
Внутри башни находится 240-килограммовая гиря, которая опускается с высоты 60 метров за 10 дней.
Вот так заводятся эти ходики.
|