Во время "круглого стола" разложили по полочкам скандальный инцидент в селе Победное Джанкойского района, где старшеклассница избила преподавателя.
- Наталья ГОНЧАРОВА, министр образования и науки, молодежи и спорта АРК;
- Галина ХОМЕНКОВА, психолог Крымской республиканской психиатрической больницы № 1;
- Татьяна ВАСЬКИВ, заведующая учебно-методической лабораторией по воспитательной работе и основам здоровья Крымского республиканского института последипломного образования;
- Ирина АНЮХИНА, практический психолог УВК "Школа-лицей № 3".
Около месяца назад небольшая школа в с. Победное Джанкойского района оказалась в центре скандала, который взбудоражил не только крымчан, но и всю страну. Учительница английского языка заявила, что прямо во время урока ей нанесла несколько ударов по голове старшеклассница Инна Сегидина - дочь местного сельского головы. Этот случай вызвал бурные обсуждения и споры. Как нужно наказать сорвавшуюся ученицу? Кто несет ответственность за проблему агрессивного поведения подростков: сами дети, плохие родители или непрофессиональные учителя? В чем кроется причина неадекватного поведения школьников? На эти и другие вопросы ответили участники "круглого стола", который прошел в пресс-центре "КП".
|
Драки не было?
- Наталья Георгиевна, недавно вы лично выезжали с министерской проверкой в Победненскую школу. Каковы ее результаты? Кто все же виноват в произошедшем?
Наталья Гончарова: - Во-первых, я хотела бы сказать, что никакой драки, которая была в деталях расписана в СМИ, не было! Но конфликт, конечно же, был. И как в любом конфликте, в нем не может быть виновата только одна сторона. Ошибки были допущены в первую очередь администрацией школы, так как учительница неоднократно обращалась за помощью в разрешении конфликтной ситуации. Но, к сожалению, администрация никак не отреагировала.
Конечно же, нужно сказать, что сама девочка позволяет вести себя на уроке более чем недопустимо. Но и у молодой учительницы, которая является участницей произошедшего конфликта, еще не сложилась необходимая основа педагогической этики. Но при этом у учителя очень высокий уровень квалификации.
|
Ученица понимает, что она что-то сделала неправильно. Но в силу своего характера она не хочет и не может остановиться и продолжает быть агрессивной по отношению к данному учителю и одноклассникам. К сожалению, до 11-го класса учителя и родители не научили ее приобретать авторитет другим способом.
- В комментарии "Комсомольской правде" учительница и одноклассники девочки подтвердили нам факт драки. Вы говорите, что драки не было. Откуда возникло это противоречие?
- Н. Г.: Я лично разговаривала со всеми участниками и свидетелями конфликта, и ни о каком физическом насилии речи не было. Учительница пыталась взять за руку школьницу и вывести ее из класса за плохое поведение. Драки не было.
- Тогда получается, что учительница либо лгала журналистам, либо лгала вам.
- Н. Г.: Я не могу оценивать, когда лгала учительница.
- Ирина Анюхина: Мне тоже кажется, что драки не было. Дело в том, что ребенок расценивает каждое прикосновение к себе, как вторжение в собственное тело. То же самое касается и молодой учительницы. Поэтому им могло только показаться, что драка была. А на самом деле девочка могла просто легко дотронуться до учителя, а учитель попытаться вывести ребенка за руку из класса.
"Уровень агрессии растет"
- Случай в Победненской школе - не единственный. Конфликты между учениками и учителями происходят повсеместно. А что делает современных подростков такими агрессивными?
- Галина Хоменкова: Современного человека окружает множество стрессовых ситуаций. Часто бывает, что напряжение внутри нас чересчур сильное. И это ставит человека перед выбором: либо подавлять это напряжение внутри себя, либо выплескивать его в виде агрессии. А держать его в себе опасно, так как это чревато психическими расстройствами. Подростки ощущают на себе эти проблемы острее. Данный период жизни очень сложный, как для самого молодого человека, так и для людей, которые с ним контактируют. В организме подростка происходят гормональные изменения. Человек превращается из ребенка во взрослого, а это переживается очень сложно! То, что происходит со старшеклассниками, должно быть важно для всех окружающих. Поэтому в конфликтах с участием школьников никогда не бывает одного виновника.
- Комментируя скандал, произошедший в Победном, многие говорили, что данный инцидент - это следствие безнаказанности "детей-мажоров". Разделяете ли вы эту точку зрения?
- Г. Х.: - Родители играют огромную роль в воспитании детей. Ребенок видит, как родители общаются друг с другом, и перенимает их модель поведения. С воспитанием детей высокопоставленных чиновников действительно существует много проблем. Ведь их родители, как правило, очень загружены работой и уделяют своим чадам недостаточно внимания.
- Н. Г.: - Я бы не назвала эту девочку "ребенком-мажором". При общении с ней мне не показалось, что она бравирует своим положением в обществе. И ее одноклассники не воспринимают ее поведение как какой-то яркий вызов. Напротив, они понимают, что у девочки что-то не сложилось. Мне показалось, они признают, что часть вины лежит и на них. Понимают, что они что-то упустили, общаясь с Инной.
- И. А.: - Дети обделены вниманием не только в тех случаях, если их родители какие-то высокопоставленные люди. Это общая проблема. Разговаривая с папами и мамами школьников, я выяснила, что общение с родителями сводится максимум к 15 - 20 минутам в день. Большинство родителей чрезвычайно загружены работой. Они стараются обеспечить ребенка материальными благами и совершенно забывают о психическом воспитании.
С трудным ребенком должен работать психолог
- Как учителям справляться с агрессивными детьми, которые обделены вниманием родителей?
- Н. Г.: Администрация школы имеет достаточно большое количество рычагов воспитания и воздействия на ученика. В школах есть штатные психологи и социальные педагоги, которые должны выявлять проблемных детей на ранних стадиях. И такие ребята должны находиться под более жестким контролем. Им следует оказывать больше помощи и внимания.
- Татьяна Васькив: - Естественно, учителю непросто. В школе такая ответственность лежит в первую очередь, на классных руководителях, социальных педагогах, заместителях директора по воспитательной работе и школьных психологах. А в вузах этим специальностям не учат! Наш институт последипломного образования на курсах повышения квалификации обучает этим профессиям, но очень много зависит от личности самих педагогов, от их желания работать.
Также большой проблемой является то, что практические психологи есть далеко не во всех школах. Особенно это касается сельских учебных заведений, где детей мало и ставка психолога не предусмотрена.