Вызовы поделили на экстренные и неотложные
С 1 января 2013 года вступил в силу Закон "О службе экстренной медицинской помощи", кардинально меняющий привычную схему оказания медицинских услуг. Суть реформы заключается в том, что если раньше "Скорые" находились в подчинении городских и районных больниц и не могли оказывать помощь за пределами своих границ, даже если место происшествия находится в нескольких минутах езды от них, то теперь эти ограничения сняты. На вызов едет бригада, которая максимально быстро сможет добраться до нужного места.
|
Финансирование "Скорых" теперь осуществляется не из бюджета медучреждений, за которыми они были закреплены, а из созданного Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, который является самостоятельным юридическим лицом и находится в каждой области страны.
Чтобы управлять всеми бригадами "Скорых", в регионах создаются единые диспетчерские центры, на которые поступают обращения граждан, а кареты машин оборудуются GPS-навигаторами, чтобы знать, какая из бригад где находится и кто может выехать на вызов.
|
Вызовы делятся на экстренные и неотложные. По нормативам в экстренных случаях "скорые" в границах города должны доезжать до места ЧП за 10 минут, в районе - за 20 минут, неотложные - в течение часа.
Ищут помещение для диспетчерского пункта
В Крыму реформа проходит планомерно. Центр экстренной медпомощи сейчас подыскивает помещение под оперативно-диспетчерский пункт.
- Это проблема, которая волнует нас уже длительное время, - рассказал "КП" министр здравоохранения Крыма Александр Каневский. - Надеемся, что во втором полугодии у нас появится диспетчерский центр. Планируем, что он будет находиться на пустующем этаже в здании на территории седьмой городской больницы. Там нужно сделать ремонт и оснастить его оборудованием. Но наибольшая сложность в том, что центр должен соответствовать определенным техническим требования. В случае землетрясения или другого природного катаклизма электросети, оборудование и коммуникационная система не должны выйти из строя.
|
На строительство строительство диспетчерского пункта из Республиканского бюджета выделили 5,2 миллиона гривен. Оснащение будет происходить за счет Госбюджета. На работу будут приняты порядка двадцати диспетчеров.
Отсутствует нумерация домов
Еще одной нерешенной проблемой является нехватка бригад "Скорой помощи". По нормативам в городах на 10 тысяч населения должно быть не менее одной бригады, но сейчас они не соблюдаются.
- В Симферополе сейчас дефицит в семи бригадах, - рассказали "КП" на Симферопольской станции экстренной медицинской помощи. - Хотя в сферу обслуживания городской подстанции теперь входит Симферопольский, Бахчисарайский и Белогорский районы, уровень обслуживания населения из-за этого не ухудшился. Благодаря реформе нам удается маневрировать. Всего в Крыму насчитывается 144 бригады, и наша станция в числе наиболее крупных. Круглосуточно у нас работают 54 бригады, и более тысячи человек.
По словам медиков, хоть скорые и стараются уложиться в десяти- и двадцатиминутные сроки реагирования на выезды, доехать вовремя на место удается не всегда.
- В установленное время доезжаем в 90% случаев, - рассказал "КП" министр здравоохранения Крыма Александр Каневский. - В остальных десяти процентах не успеваем из-за разбитых дорог, не всегда понятных адресов, отсутствия нумерации на домах, особенно это является проблемой в темное время суток, а еще автомобилисты не хотят пропускать "скорые". Есть масса и других немедицинских нюансов. Например, домовые территории часто заставлены машинами, балками или перегорожены шлагбаумами. Был даже случай, когда пожарная машина из-за этого не могла к дому подъехать. Медикам приходится обходить преграды пешком, на что тратится время.
Кстати
Есть и плюсы
Несмотря на то что кареты "скорой помощи" GPS-системами еще не оборудовали, а 70% "скорых" нуждаются в обновлении, реформирование дало некоторые преимущества.
- У нас теперь нет нехватки в медикаментах и бензине, ведь деньги идут напрямую из Госбюджета, - говорит Александр Самуилович. - Это сняло большой пласт жалоб населения. Кстати, по словам пациентов, ухудшений в работе медиков за прошедшие два месяца они не почувствовали, и для нас это самое главное.
В 2014 году из Госбюджета выделят деньги на покупку одной тысячи новых машин "скорой помощи", часть из которых отправят в Крым. Уже в этом году 6 новых машин поступили в Симферопольскую станцию экстренной медицины, по 2 автомобиля - в Ялтинскую, Евпаторийскую, Феодосийскую, Джанкойскую и Красноперекопскую станции, 3 машины достались Керченской станции.
Важно!
"Если просто хочется поговорить, лучше "103" не набирать"
Лидия ПРОХАСЬКО, главный врач Симферопольской станции экстренной медицинской помощи:
- В крымской столице с 4 февраля начали работать пункты неотложной помощи при поликлиниках. Прием звонков начинается в 13.00, а обслуживают их с 14.00 до 20.00.
- Неотложная помощь оказывается в течение часа. Диспетчеры, принимающие вызовы, должны быстро среагировать, нужна ли человеку экстренная помощь, когда врачи доезжают к нему за 10 минут, или он может подождать. Неотложная помощь оказывается, когда человек простыл и не может дойти до участкового врача, мучает головная боль или ему нужно померить давление. Правда, бывают случаи, когда бабушкам просто хочется с кем-то поговорить и они вызывают медиков. Но так не должно быть.
В Симферополе уже работают девять таких пунктов. В идеале они должны появиться во всех городах и районах полуострова. Все звонки принимаются по номеру "103", а потом передаются диспетчерами в поликлиники.
Видео круглого стола о реформе скорой помощи в Крыму смотрите ЗДЕСЬ >>>