Анатолий Присяжнюк рассказал о работе ГАО «Черноморнефтегаз», семейной жизни и вреде курения.
Главной темой прошедшей недели были проблемы расчетов Украины за газ. Последствия конфликта в виде снижения давления в магистральной трубе ощутили на себе практически все крымчане - возникли перебои с горячей водой, отоплением. Что там говорить, когда даже конфорки на кухнях едва мерцали. А почему полуостров не использует для собственных нужд потенциал местных месторождений? Есть ли выход из сложившейся ситуации? На вопросы «Комсомолки» ответил председатель правления ГАО «Черноморнефтегаз» Анатолий Присяжнюк.
- Правда ли, что в офисе «Черноморнефтегаза» запрещено курить?
- Да, это правда. В законодательстве Украины четко изложено - в общественных местах курить запрещено, и мы этого правила придерживаемся. Я - как человек, имеющий отношение к спорту и отвечающий за здоровье подчиненных, - подготовил приказ, которым запрещается курение в зданиях «Черноморнефтегаза». Это идет только на пользу нашим работникам - и дисциплинирует, и повышает ответственность друг перед другом. Я считаю, что руководитель такого крупного предприятия должен исповедовать здоровый образ жизни.
- Какие еще есть запреты и табу в организации?
- Как на рабочем месте, так и в общественных местах запрещено появляться в нетрезвом виде. Мы четко за этим следим. Наш работник не имеет на это морального права. Как руководитель я требую дисциплины и порядка там, где действуют определенные правила - как производственные, так и общечеловеческие. В остальном у нас демократия, любые вопросы обсуждаются.
- Как отдыхает руководитель такого огромного коллектива?
- По возможности стараюсь быть с семьей. А еще, чтобы поддерживать себя в тонусе, перед началом рабочего дня делаю зарядку, в выходные дни играю в теннис и плаваю в бассейне.
- Где сейчас Ваш сын - четырехкратный чемпион мира по танцам? Пригодилось ли ему это?
- Сын выбрал профессию дипломата, закончил Институт международных отношений, защитил кандидатскую диссертацию, пошел работать по дипломатической линии - в Министерство иностранных дел. И успехи в танцах однозначно пригодились - на различных международных соревнованиях он представлял нашу страну, фактически был ее посланником. И та или иная победа касалась не только его, а любого гражданина Украины. Работоспособность и энтузиазм, которые мы прививали сыну с детства, пригодились и в дальнейшей трудовой деятельности. Сегодня он работает в Верховной Раде Украины. Я думаю, что он достигнет всех поставленных целей.
- Считаете ли Вы себя обеспеченным человеком? Есть ли у Вас свой участок или дача на побережье?
- Я считаю себя обеспеченным человеком, потому что живу в собственном доме и у меня есть автомобиль - этого уже достаточно. Участок у дома пусть и небольшой - всего 5 соток, - но на нем растут цветы, что нравится и мне и жене.
- Вы в прошлом милиционер, что сейчас ассоциируется с коррупцией…
- Силовые органы являются продуктами определенной системы - если в обществе существует коррупция, то она передается на все слои населения. Но нельзя же обвинять всех подряд в коррупции. И далеко не всегда справедливо шли и идут обвинения в адрес тех людей, которые находятся на страже порядка.
Да, дыма без огня не бывает, и отдельный случай обливает грязью труд всех представителей профессии. Но ведь не всегда работник милиции имеет возможность влиять на те или иные процессы. Например, на сегодняшний день поднимается много негатива в отношении Госавтоинспекции - потому что они всегда на виду. Но если были нерадивые сотрудники, то к ним всегда применялись репрессивные меры, вплоть до увольнения из органов внутренних дел. Когда я работал в этой системе и занимал руководящие посты, мне никто и никогда не говорил, что я коррупционер или необоснованно что-то требую.
Со времен работы начальником милицейского главка в Полтавской области у меня до сих пор сохранились очень хорошие отношения со многими руководителями, с прессой, которая знает подноготную любого руководителя. Работая заместителем министра внутренних дел Украины, я всегда стоял на страже закона и требовал того же от своих подчиненных. Те отношения, которые у меня остались с коллегами, с руководителями, со СМИ, дают мне возможность честно и правдиво смотреть им в глаза и решать поставленные задачи.
- Где приходилось бывать за границей - отдыхать, работать? Что впечатлило?
- Работая в системе органов внутренних дел и занимая пост замминистра, мне доводилось выезжать в европейские страны по приглашению коллег. В составе правительственных делегаций я объездил практически всю Европу. Но больше всего впечатлений осталось от последнего посещения Сингапура уже в качестве главы «Черноморнефтегаза».
В советские времена руководителей возили на ВДНХ, чтобы показать, как можно организовать производство. Сингапур поразил меня тем, что эта страна живет как выставка - настолько отлаженный и четкий механизм, настолько отточены правила поведения и работы. Хотелось бы, чтобы то же самое поэтапно внедрялось и в нашей стране - начиная с дошкольного воспитания и заканчивая цивилизованными взаимоотношениями государства, силовых органов, бизнеса и, конечно, людей друг с другом. Я вообще люблю дисциплину и порядок, поэтому мне нравится отдыхать там, где тебя уважают.
- Есть ли традиция посвящения в нефтяники и газовики?
- К сожалению, так сложилось, что подобных традиций нет. Вообще на крупных производствах нет подобной практики. Думаю, это связано с тем, что традиции рождаются там, где у людей все давно налажено в жизни и работе.
С другой стороны, мы хотим использовать это как определенный стимул для новых работников. Сейчас уже разработано положение о посвящении молодых специалистов, которые приходят к нам, в эту нелегкую, но очень почетную профессию.
- Что будет с ценой на газ?
- Газ - это товар, на производство которого тратятся колоссальные усилия тысяч людей, расходуются финансы нашей компании. Никто не будет работать себе в убыток. Сейчас наконец-то уже стали понимать, что газ - это продукт и он имеет свою стоимость. И очевидно, что цену на газ нужно повышать - для того, чтобы предприятие работало стабильно, а рентабельность повысилась до 25-30%.
Если мы будем играть по законам рынка, то нельзя не согласиться с тем, что спрос рождает предложение. Спрос на газ - колоссальный, и он постоянно растет, а предложение, по прогнозам, пропадет не далее как через 100 лет. Соответственно, цена падать просто не может. Правительство и органы местного самоуправления должны разработать такие условия, чтобы защитить малоимущих путем предоставления дотаций. И если в бюджете имеются деньги, значит, на газ должна быть установлена единая цена.
А в идеале, конечно, надо повышать уровень жизни людей, пора прекратить делить на малоимущих и платежеспособных, зарплата должна быть такой, чтобы люди могли без проблем платить за квартиру, за коммуналку, за газ.
- Грозит ли полуострову газовый голод?
- На сегодняшний день «Черноморнефтегаз» добывает 1 млрд. 260 млн. куб. метров газа. Населению Крыма необходимо порядка 600 млн. кубометров. Это говорит о том, что мы не только способны сейчас обеспечить газом полуостров, но и имеем колоссальные потенциальные возможности для развития инфраструктуры и подведения газа населению. Трудность в другом - устаревшая газотранспортная система и необходимость ее реанимации. Сегодня мы плотно над этим работаем.
- Надо ли ставить автономное отопление, счетчики?
- Обязательно. Учет - это прежде всего страховка от лишних проплат. При установленном счетчике человек сам контролирует потребление газа.
- Есть ли иностранцы, желающие купить скважины у «Черноморнефтегаза» на шельфе Черного и Азовского морей?
- Добыча углеводородов - привлекательный вид деятельности, и сильные нефтегазодобывающие компании проявляют интерес, и я надеюсь, что действительно будут разработаны такие правила и условия, что будет не только желание, но и возможность полноценных инвестиций.
- Водите ли Вы машину? Какая была первой?
- Я автолюбитель с большим стажем. Первым автомобилем был «Москвич-412». Да практически вся моя жизнь связана с автомобилем. Не было такого периода с совершеннолетия, чтобы у меня не было машины. Естественно, со временем переходил на более новые и дорогие авто.
- Играете ли на музыкальных инструментах?
- Нет.
- Что возьмете с собой на необитаемый остров?
- Я не собираюсь уезжать на необитаемый остров. Вообще, человек ни с того ни с сего не может оказаться на необитаемом острове. Пока ни я людям не надоел, ни они мне. Свою жизнь я вижу только в гуще людей.
Беседовал Рустам КОРСОВЕЦКИЙ.
Фото из архива Присяжнюка.
Полный текст интервью читайте на нашем сайте.