Через 10 дней школы откроют свои двери для учеников, если эпидемиологическая обстановка позволит. Из-за карантинных ограничений организация учебного процесса в корне меняется, и как обезопасить детей и при этом дать знания, по большому счету должны решать администрации учреждений. Мы расспросили директоров пяти школ, из разных регионов страны, как они планируют выполнять рекомендации Минздрава.
По словам главного санитарного врача Виктора Ляшко, это правило будет обязательным для всех. Школьники можно будет снять ее в классе, а вот учителям пока нет. Более того, педагогам рекомендуется надевать во время занятий защитный щиток. Насколько это реально?
|
- Все прекрасно понимают, что защитный щиток стоит 70-80 гривен. Мы принимали ВНО, поэтому они у нас есть, 15 штук. Но мы их будем давать исключительно для медиков и дежурного администратора, который будет встречать детей. Потому что закупить их для всех учителей, а у нас коллектив – 150 человек, мы не можем. К слову, нам дали на школу всего 900 медицинских масок, нам этого хватит по-хорошему дня на два. Мы решили выйти из ситуации по-своему. Решили с коллегами пошить многоразовые маски разных цветов. Утором надеваем маску серую, в 11 утра меняем на оливковую, в два часа дня – на голубую. Мы уже подготовили лекало, ткань. Это удобно и экологично: вечером постирал, высушил, погладил, утром взял в школу. У нас и голосовые оповещения будут, мол, меняем маску один на вторую. Обсудили эту идею с родителями, чтобы дети себе на уроках труда пошили себе такие же маски. – думает Алевтина Багинская, директор киевской гимназии №34.
- Очень надеюсь, что мы не перейдем в "красную" зону - дети и родители соскучились по живому общению, по школе, пусть даже с масками и ограничениями. Главное - уберечь детей, - считает Александра Демкура, директор школы пгт Гусятин Тернопольской области. - Сейчас стоит вопрос закупки для техсотрудников и педагогического состава масок, которые должны меняться каждые три часа.
Это самая значительная часть работы, говорят директора, ведь, чтобы развести детей, которых в школе может быть и тысяча, надо полностью перестроить график занятий и режим обучения. Главный санврач считает, что это единственный выход, чтобы уберечь детей от большого числа контактов.
В разных школах к этому вопросу подошли по-разному.
|
- У нас большая школа, в ней учатся более тысячи учеников. Если все будет хорошо, и Харьков не будет в "красной" зоне, мы начнем учебу в обычном режиме, но обучение будет смешанным, - говорит Светлана Проценко. - Начальная школа, а это 1-4-е классы, будут ходить каждый день, работать по своему расписанию в своем кабинете. Единственное, что изменится, - мы немного передвинем время прихода в школу и расписание перемен и посещения столовой, чтобы дети не пересекались. В средней и старшей школе для всех детей мы сделаем смешанное обучение: большую часть недели они будут ходить в школу, но 1 или 2 дня будут учиться дистанционно. Например, в понедельник на дистанционном обучении 6-7-е классы, во вторник-среду – 10-11-е классы. Мы это делаем, чтобы "разгрузить" школу, чтобы потоки детей не пересекались.
- Варианты рассматриваем разные – одна или две смены, распределение классов на подгруппы, сокращать время уроков. Также для нас проблема - разведение потоков детей на перемене, чтобы они ходили с дистанцией. Наверное, если школа маленькая, это будет легко, но у нас практически 800 учеников, 31 класс. Получается, что на одном этаже на перемене будет 200 учеников, - прикидывает Александра Демкура.
- Уроки будут начинаться в разное время. Для 1-5-х класса в 9 утра, для остальных школьников в 8, но 6-11-е классы будут заниматься по 50% класса: неделю будут ходить одни, вторую - другие, но учитель, который ведет урок, должен будет найти возможность, чтобы урок был в онлайн-режиме. Я учитель немецкого языка, я веду урок, но у меня включен ZOOM, в котором вторая половина следит и участвует в уроке. Когда через неделю придет вторая половинка группы, мы продолжим работать по плану, а не будем повторять все заново. Учитель должен будет отфильтровать учебную программу и выбрать самые важные темы, что-то дать на самостоятельную работу. Мы рассматриваем сейчас разные модели, думаем о том, чтобы 10-й и 11-й класс три дня ходили в школу, два - занимались дистанционно. Такие предметы, как музыка, природа, при хорошей погоде должны проводиться на улице, чтобы уменьшить потоки учеников. Дети будут сидеть в одном кабинете, - говорит Иван Лозенко, директор лицея №28 Львовского городского совета.
|
Измерять температуру детям при входе в школу не нужно, считают в Минздраве, зато взрослым - обязательно.
- У нас два входа, одним из них мы вообще не пользовались. На первом поставим медработника, на втором - кого-то из администрации для измерения температуры учителям, не детям. Во время учебного процесса учитель будет следить за состоянием детей, - рассказывает Иван Лозенко.
В Министерстве здравоохранения хотят, чтобы социальной дистанции придерживались и в классах.
|
- Если руководствоваться письмом главного санврача, нужно придерживаться дистанции в классах, а это 1,5 м между партами, что для нашей школы проблема. У нас большая наполненность классов – около 25-30 учеников, пока что точных указаний на счет этой нормы нет. Поэтому мы еще не знаем, как будем учиться, - признается Александра Демкура.
- Нам повезло, что здание нашей школы большое и старое, у нас много места, если сравнивать с другими школами, поэтому 1,5 метра дистанции в классах - не проблема, нам в этом легче. По большому счету, нам ничего и расставлять не нужно, у нас и так достаточно свободно, но это особенность старой школы, - говорит Наталья Тепловая.
- Наша школа переполнена, чтобы парты расставить так - это сложно. Хотя, если будет 50% детей из класса на уроке, это, скажем, 15 человек из 30, то вполне возможно. Если что, можно будет посадить в шахматном порядке. Но есть классы и в 38 детей… Возможно, кто-то из родителей захочет перевести своего ребенка на дистанционное обучение, это предусмотрено законодательством, родители имеют право оставить ребенка дома, поэтому, может быть, кто-то и захочет этим правом воспользоваться, - считает Иван Лозенко.
По словам главного санитарного врача Виктора Ляшко, учебному заведению можно выбрать: использовать антисептик или жидкое мыло. Хватит ли средств и денег?
- Средства будут и на входе в школу, и при входе в класс, и в столовой, и в туалетах. На начало учебы все средства есть, а дальше - нужно посмотреть, как часто дети будут пользоваться, ведь наверняка кто-то будет приходить со своими средствами. - объясняет Наталья Тепловая, директор Харьковской образовательной школы №105.
- Мы использовали советы и санитарные регламенты, которые разработали в других школах, в частности Киева. Но даже если мы будем исходить из того, что в каждом классе около 30 учеников, класс каждый день находится в одном кабинете, каждый ребенок дезинфицирует руки, то это около пол-литра на один учебный день. Я думаю, что количество необходимых средств скорректируется уже с опытом, когда мы увидим, сколько антисептика дети используют, - говорит Светлана Проценко, директор Харьковской специализированной школы №11.
- Все моющие нам дали в Управлении образования. У нас есть дезинфицирующие средства, антисептики, конечно, мы пока не можем определить, насколько нам их хватит, потому что никогда не работали в этом режиме. У нас есть также мыло, средства для пола, парт, хлорель для мощной дезинфекции, есть 900 масок, очень хорошие бумажные полотенца, туалетная бумага. – говорит Алевтина Багинская.
В Минздраве рекомендуют, чтобы в столовых расставили столы так, чтобы между ними было не менее 1,5 м, и сидели за столом не более 4 учеников.
- У нас очень большая столовая, мы одновременно с учетом всех карантинных норм можем накормить 120 учеников. Мы уже поставили столы, как того требуют рекомендации. Меню мы уже получили. Завтраки для начальной школы будут "сухими" - без первых блюд, упакованы так, что можно раздавать их прямо в классе, хотя этот процесс спокойно можно проводить и в столовой, место хватит, там почти 300 кв. м. Сейчас мы работаем над графиком, чтобы классы развести по времени – говорит Алевтина Багинская.
- Столы в столовой мы уже расставили, посадочных у нас 160 мест, пространство большое, поэтому эта рекомендация не была сложной. Еще у нас уже давно есть график питания, мы составили его, чтобы разгрузить столовую, и сейчас полностью готовы кормить детей. Кроме того, я попросила учителей расспросить родителей, как они планируют – давать еду с собой или покупать в школе, чтобы понимать, какая будет нагрузка, какая потребность, - говорит Александра Демкура.
|
- Если нам позволит погода, будем проводить уроки на свежем воздухе. У нас есть две площадки, на которых мы могли бы проводить уроки. Мы подготовили лавки, которые обычно используем в холле, актовом зале. Но одновременно всю школу вывести учиться на воздух не сможем - не хватит места, но учебу на свежем воздухе мы практиковали и до карантина, - говорит Светлана Проценко.
- Уроки на свежем воздухе не только в условиях карантина рекомендованы, а также и для НУШ, все это было, но главное, чтобы погода не подводила. Кроме того, проведение таких уроков зависит от темы и предмета. Например, физкультуру, биологию, географию, основы здоровья, рисование можно прекрасно проводить на свежем воздухе, а вот математику или языки вряд ли, - рассказывает Александра Демкура.
|
- Изолятор для нас проблема. У нас нет такого помещения! - говорит Иван Лозенко. - Медпункт у нас находится возле библиотеки, если нужна будет изоляция, изолировать ребенка мы сможем разве что, если библиотекари выйдут, и мы изолируем в библиотеке. А дальше будем действовать согласно протоколу.
- В нашей школе вопрос с изолятором решился легко. У нас дверь в дверь с медпунктом помещение, которое раньше использовали для дежурства сторожей. Мы его освободили, сейчас обставляем, к 1 сентября изолятор будет, с этим проблем нет, - говорит Александра Демкура.
- Комнату для изолятора мы выделили, это не медкабинет, ведь медкабинет в школе может быть загружен и по другим случаям, например, ушибы, кровь пошла или просто голова болит, - комментирует Светлана Проценко.
По словам главного санитарного врача, после каждого урока нужно будет проветривать кабинет.
- Проветривание классов согласно санитарных норм и так должно проводиться, здесь нет никакого ноу-хау, разве что не так часто. Если я не ошибаюсь, нужно было проветривать раз в два урока, в то время как сейчас - после каждого. Конечно, это дополнительная нагрузка на техперсонал, поскольку они должны заниматься проветриванием, дезинфицировать все поверхности после начала учебного дня. Если будем учиться в две смены, представьте, какая нагрузка, - говорит Александра Демкура.
- 1 сентября массовые мероприятия запрещены, но у нас огромный стадион, а дети хотят праздника, родители хотят. Если вынести стулья, украсить их воздушными шарами, подготовить программу - почему бы не провести праздник? Это будет праздничный урок, который запомнят все. Если сохранять дистанцию, здравый смысл - это реально, - говорит Иван Лозенко.
- Праздника как такового не будет, но будут локации на улице, к которым будут подходить 1-е и 11-е классы, будем их поздравлять, а для остальных поздравление будет в классном формате, для каждого класса свое, - рассказывает Наталья Тепловая.
- Мы уже придумали и режим, и программу к 1 сентябрю, и сошлись на том, что праздник будет, но формат будет классным, а не общешкольным. У нас есть свой Youtube-канал, есть свой радиоузел, мы будем снимать поздравительные ролики, будем их транслировать. Я для себя решила, что все 35 классов для меня в приоритете, в каждый класс я приду, чтобы поздравить детей. У нас есть еще сюрприз, но он будет связан с дистанционным поздравлением, - делится планами Светлана Проценко. - Для детей из 1-х и 11-х классов мы проведем поздравление на улице, но это будет исключительно по классам. У нас уже есть график, на какое время придет 1-А с родителями, на какое – 1-Б и так далее. Мы не будем нарушать нормы, все учтем. Первый урок в новом учебном году мы решили провести о сохранении физического и психологического здоровья.
Как объяснил главный санитарный врач Виктор Ляшко, медосмотры нужны всем, но делать их можно в разное время.
- Первоклассники должны пройти медосмотры, поскольку это базовый срез состояния здоровья перед началом учебы. Если регион находится сейчас в "оранжевой" или "красной" зоне, можно сдвинуть осмотр на месяц-полтора, когда ситуация станет стабильной. Если говорить о медосмотрах более старших детей, то мы неоднократно говорили, что нет нормативных актов, когда проводить медосмотр. Он должен проводится один раз в год. Мы рекомендуем родителям организовать медосмотры ближе к дню рождения ребенка. Это позволит уменьшить очереди и увеличить качество осмотра, - отметил Ляшко.
Как будут работать вузы с нового учебного года, что преподаватели думают о дистанционном обучении и почему университеты лучше готовы к такому формату работы, чем школы
ФОТО:
Вимоги – Такие требования к подготовке учебного процесса в этом году. ФОТО: Yevheniya Kravchuk, ФБ.
Лозенко – Иван Васильевич за то, чтобы устроить детям праздник 1 сентября. ФОТО:
Проценко – Светлана Проценко говорит, что в их школе несколько дней в неделю будут дистанционными. ФОТО: Фейсбук.
Демкура – Главная головная боль в школе Александры Демкуры – как составить график. ФОТО: Фейсбук