Дистанционное обучение стало огромным вызовом для украинских школ - как городских, так и сельских. Из-за многочисленных жалоб родителей и педагогов на такой формат учебы только ленивый в соцсетях не бросил камень в огород онлайн-преподавания в школах, зато на "дистанционку" в вузах практически не жаловались – работали и точка.
"КП" в Украине" расспросила преподавателей университетов накануне нового учебного года, как они со студентами на самом деле пережили карантин в формате видеоконференций и неужели все прошло идеально?
|
Андрей Гриценко работает в Глуховском национальном педагогическом университете им. Александра Довженко, читает методику преподавания истории. Как и его коллеги по всей стране, на карантине работал удаленно, но на дистанционное преподавание не жалуется, считает, что университеты в этом плане были более подготовлены, чем школы.
- Во-первых, студенты чаще занимаются самостоятельной работой, они привыкли готовиться к семинарам, практикам, писать курсовые или магистерские. Мне кажется, они больше готовы к таким современным формам работы. Также база университетов лучше, чем школьная, - рассказывает преподаватель. - Нас дистанционное обучение, признаться, застало врасплох, но мы быстро освоились. Как по мне, онлайн-лекция имеет место быть, но плохо, что нет обратной связи, хотя для студентов, наверное, это и плюс. Для практических занятий, когда студенты готовят выступления по теме, мне кажется, что онлайн-формат позволяет даже работать продуктивней, потому что студентам более комфортно рассказывать материал, который они подготовили, дома, а не у доски или встав из-за парты.
Также проблема сельских школ, когда сложно преподавать из-за того, что нет связи, не обошла и вузы.
- Мы тоже столкнулись с тем, когда студенты уезжали в глубинки домой, где не ловит качественный интернет, поэтому не могли присоединиться к лекциям, - рассказывает Андрей Петрович.
Что Андрею Гриценко действительно не понравилось в онлайн-обучении – принимать госэкзамены, хотя как студенту тянуть билет онлайн и как отвечать, в вузе придумали.
- В этом году экзамены проводили через ZOOMи Google Meet, присутствовали на онлайн-встречах члены госкомиссии, три преподавателя, декан или завкафедрой. Также 5-6 студентов или вся группа были на связи с нами. Билет тянули так: студент называет любой номер, а какие вопросы в билете будут, знает лишь глава комиссии или декан, студенту на экран выводится билет с таким номером, он его или скринит, или переписывает вопросы, затем готовится отвечать, а когда проходит определенное время - отвечает. Была такая организационная просьба, чтобы мы следили по видеосвязи, как эти 5-6 студентов готовятся. Опять-таки, всем видно, что они смотрят в экран и что-то там ищут, но что сделаешь, - смеется Андрей Петрович. - Обычно на экзамене есть какое-то праздничное чувство, волнение, официальность, а тут… Все зависело от того, не как студент подготовился к экзамену, а как за те 40 минут до ответа смог списать.
Преподаватель надеется, что следующий учебный год пройдет все-таки очно, хоть комбинированную форму обучения приветствует больше, чем только очную или дистанционную.
- Я за обучение в комплексе - работа в аудитории, онлайн и самостоятельно, а если случится, что обучение опять будет дистанционным, мы будем готовы работать и так, но, честно сказать, не хотелось бы, - говорит Андрей Гриценко.
|
Не меньше впечатлений от дистанционки и у Татьяны Тихомировой, доцента кафедры химической техники и экологии НТУ "ХПИ".
- Наш политех имеет дистанционную платформу, там загружены курсы, и те студенты, которые обладали средствами связи, быстро втянулись в систему. Практиковали ZOOM-лекции, объединяли несколько потоков. Студенты оценили позитивно, ведь не тратили время на дорогу в университет, но были и сложности. У тех, кто успел уехать домой на отдаленные территории, были проблемы с интернетом. Хоть средства связи были, но там, где нет интернета, ноутбук сильно не поможет. Классическим случаем стало, когда диплом на проверку присылался с помощью "Укрпочты"! Да, записывался на диск и присылался! По моей кафедре студентов 20 не имели хорошей связи, ходили на холмы, вылазили на крышу, чтобы поговорить с преподавателем, - улыбается Тихомирова.
Лабораторные работы, которые нужно было делать руками, проводить студентам-химикам и физикам придется в этом году, их не отменили, перенесли. А вот тесты делали с помощью систем Google.
- Давали ограниченный доступ, ограниченное время, чтобы не списывали, так и проводили оценивание, - говорит Татьяна. - Если у преподавателя наработаны интерактивные методики, были интересные видео - было проще. Если предметы требовали сложных математических выкладок, которые только появились в программе - конечно, сложнее, было более сухое, академическое проведение лекций. Но все у каждого преподавателя индивидуально, но отмечу, что дистанционное обучение позволяет быть гибким.
Пока о том, как будет построен учебный год, в ХПИ не знают.
- Нам пока сказали лишь то, что семестр у 1-х и 5-х курсов начнется с 6 сентября. Мы ориентируемся, что все-таки будем ходить на работу и преподавать, в масках передвигаться по университету, студенты-иностранцы, как я поняла, будут проходить тест. В любом случае, сейчас мы зависим не от своих желаний, а от эпидемситуации: будет дистанционное обучение - будем адаптироваться. А лабораторные работы все равно проведем – будем переносить до тех пор, когда это будет возможно, - улыбается Татьяна. - Работать, конечно, хотелось бы очно, живой контакт есть живой контакт.
Один из плюсов дистанционки, который подметила Татьяна Тихомирова, - посещаемость.
- У меня она выросла! Те, кто пытались прогуливать или подрабатывали, были на лекции. Это однозначный плюс, я как преподаватель очень довольна - так я их не могу загнать на лекции, а онлайн все включились, - смеется доцент.
|
Своя программа для дистанционного обучения есть и в ХНУ им. Каразина, работает она с 2013 года, поэтому огромному вузу было проще влиться в работу онлайн, рассказывает Надежда Максименко, доктор географических наук, профессор, заведующая кафедрой мониторинга окружающей среды и природопользования.
- Это было очень интенсивно и очень сложно, потому что преподавателю всегда хочется визуального контакта, но технически мы были готовы, вопросов не возникало. Больше 6 лет мы заполняли базу для дистанционного обучения своими курсами - лекции, практические, даже промежуточные контроли. Есть в базе, конечно, не каждый курс, который читается в университете, но мы к этому стремимся, сейчас летом активно добавляем материалы. Студенты наши к такой форме приучены, поэтому все гладко, - говорит Надежда Васильевна.
По ее словам, дистанционная форма обучения не давала преподавателям расслабляться.
- Обычно как? Приходишь, прочитал лекцию - до встречи на практике. Здесь я постоянно онлайн, поэтому и студенты постоянно задают вопросы, что-то не понимают, на преподавателя нагрузка возросла. Хочешь получить результат - ты должен постоянно быть на связи. Тем более что студент может и утром, и вечером зайти. Были, конечно, случаи, когда преподаватели говорили, мол, у меня пара с 11.00 до 12.20, я доступен лишь в это время, но я нет - мне хочется, чтобы мой студент все понимал, - говорит Надежда Максименко.
Профессор уверена, каким бы качественным ни был материал видеолекций, живая лекция в сто крат лучше.
- Кроме знаний, который получаешь от текста или презентации, еще есть опыт, которым делится преподаватель, он несет дополнительную информацию, формируются другие компетентности, кроме самих знаний. Никогда в письменную лекцию не вставишь примеры из жизни. У меня дисциплина "Управление в экологии", и даже если я им дам все формально, какие-то случаи, какие-то примеры, варианты решения проблемы, этого ничем не заменить, - уверена Надежда Максименко. - Сейчас нас ориентируют на смешанное обучение, писем министерства много. Сейчас мы знаем, что у нас все, кроме 1-х и 5-х курсов, начинают занятие с 1 сентября, а те, которые наберутся во время вступительной кампании, выйдут на учебу 28 сентября, но ничего страшного, ужмем материал. Я надеюсь, что все-таки увижу студентов в аудитории.
КОМПЕТЕНТНО
|
На днях в Министерстве здравоохранения дали рекомендации, как организовывать учебный процесс, но конкретики, как готовить университеты к приему студентов, нет. Ректор Донецкого медуниверситета Петр Кондратенко надеется, что его вуз, "разбросанный" по Украине, окажется в "зеленой зоне".
- Если все будет хорошо, будем работать очно и ориентируемся на это, но параллельно отрабатывается вариант дистанционного обучения, потому что мы не знаем, какая будет ситуация. Мы находимся в Мариуполе, Краматорске и Кропивницком, поэтому сложно спрогнозировать в целом. Планируем, что студенты пойдут в вуз с 1 сентября, но кроме тех, которые сейчас поступают, - говорит Кондратенко.
Ректор считает, что проблем с выполнением санитарных норм не будет, студенты-медики привыкли носить маски, а больших потоков в вузе и нет. За что переживает Петр Кондратенко, так это за качество образования: студентам-медикам старших курсов нельзя учиться дистанционно.
- Старшим курсам нужно быть в больницах, общаться с пациентами, это необходимо для получения образования. По итогам прошлого года есть у нас определенные дисциплины, которые мы перенесли, например, практические навыки. Это, конечно, трудно, но решаемо. Если дистанционное обучение будет опять, но не до конца года, справимся. Студент-медик, начиная с третьего курса, должен работать в клиниках, должен научиться работать с пациентом, пока учится в университете, дальше у него будут другие задачи, - объясняет ректор Донецкого медуниверситета.
|
Надеются, что не придется учиться онлайн, и в ХНУ им. Каразина. Так как вуз огромный, а потоки бывают больше чем 100 человек, работы по обеспечению безопасности здесь очень много, рассказывает проректор университета Анатолий Бабичев.
- Сейчас у нас на повестке дня закупка бесконтактных термометров, антисептиков, средств для дезинфекции помещений. Что касается учебного процесса, готовимся к очно-дистанционной форме - все зависит от заболеваемости. Сотрудники университета, несмотря на то что в отпуске, продолжают делать свои дистанционные курсы. Сейчас также просчитываем, как работать в аудиториях, правда, пока нет нормативов, сколько человек должно быть на квадратный метр. Если раньше были потоковые лекции по 200 человек, то, наверное, их в таком формате уже не будет. Думаем, что лекции, возможно, будем проводить онлайн, а практики - в стенах университета. Также рассматриваем вариант учебы по субботам, но это пока лишь мысль. Наверняка увеличится количество часов для самостоятельной работы. Нагрузка на преподавателя, конечно, очень возрастет, - говорит Бабичев.
Также в университете работают и над вопросом общежитий.
- Интернет там хороший, поэтому заниматься удаленно там смогут. Сейчас разрабатываем специальный порядок, чтобы не допустить вспышек заболеваемости. Будут еще более строгие санитарные меры, недопуск вообще посторонних, постоянный скрининг температуры. Активно работаем и с нашим медпунктом, городской больницей, чтобы они были готовы к осмотру и оценке здоровья студентов, - рассказывает Анатолий Бабичев.
По его словам, будет очень обидно, если первокурсникам придется знакомиться с университетом и одногруппниками онлайн, но все зависит от статистики.
- Наше положение отяжеляет то, что есть только рекомендации, без конкретики. Но мы и не понимаем, что будет с эпидемиологической ситуацией 1 сентября. Заготовки есть, будем определяться непосредственно перед стартом, - говорит проректор.
КОНКРЕТНО
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ