По электронным и печатным изданиям прокатилась волна паники, которую гонит некто Майкл Грегер - доктор из США. Нынешний COVID-19, по его мнению, - лишь легкая репетиция настоящего кошмара, который непременно последует не сегодня, так завтра.
Как считает доктор, которого цитирует, к примеру, британская газета Daily Mail, человечеству грозит куда более жуткая напасть - вспышка модернизированной испанки. В 1918 году вирус, который вызывал тот грипп, заразил более 500 млн человек, погубив не менее 50 млн по всему миру. А то и все 100 млн, по некоторым оценкам (из-за мировой войны точный подсчет оказался невозможным). Ныне же, на новом витке эволюции смертоносной заразы, количество жертв будет исчисляться сотнями миллионов.
Майкл Грегер предрекает, что "апокалиптическим" станет H5N1 - относительно новый штамм вируса птичьего гриппа, поселившийся в курах. Люди едят их мясо миллиардами тонн. Обязательно заразятся от каких-нибудь окорочков или яиц, начнут передавать инфекцию друг другу. И скоропостижно умирать. Как от испанки, только более массово. Потому что этот H5N1 мутирует так, что мало не покажется. И нам, и курам.
Доктор справедливо отмечает, что большинством страшных болезней людей наградили животные: козы и овцы - туберкулезом и корью, верблюды - оспой, свиньи - коклюшем, буйволы - проказой, те же куры - брюшным тифом, а летучие мыши и панголины вроде бы помогли коронавирусам домутировать до возбудителей нынешней пандемии.
Майкл Грегер делает вывод, что и от кур мы ничего хорошего не дождемся, поскольку их так много, что катастрофические мутации неизбежны.
А чтобы куры не устроили нам апокалипсис, их надо всех... убить. Или по крайней мере прекратить промышленное производство, чтобы птицы не находились так близко друг от дружки.
Доктор написал уже книгу в 500 страниц, снабдив ее 3000 ссылок на исследования ученых!
Майкл Грегер, хоть и называет себя доктором, не врач. И не ученый. Он профессиональный оратор. Ораторствует где только может по поводу общественного здравоохранения.
Для понимания этой истории важно знать, что Грегер - ярый вегетарианец. Долгое время пропагандирует растительную диету, убеждает во вреде употребления продуктов животного происхождения. Как и большинство ораторов, Грегер исследований не проводит. Пользуется результатами чужих - тех, что подтверждают его доводы.
Нынешняя попытка завзятого вегетарианца напугать человечество так, чтобы оно отказалось хотя бы от курятины, самая заметная за последнее время. И вроде бы убедительная: мол, хотите жить дальше - откажитесь от кур. Однако более серьезные ученые не поддерживают Грегера - особенно в той части его пророчеств, в которой речь идет о грядущей смертоносной пандемии птичьего гриппа.
Анатолий Альтштейн, вирусолог, объяснил мне: шансы возникновения смертоносной пандемии птичьего гриппа, столь же губительной, что и испанка, теоретически, конечно, существуют. Но вряд ли такое случится на самом деле.
Птичьему гриппу вполне хватает птиц. Цель вируса не в том, чтобы убивать. Она в том, чтобы находить условия, в которых легко размножаться. У вируса нет цели поселиться в людях, он с трудом передается от одного человека к другому. Болеют главным образом птицы.
По словам Анатолия Давидовича, новые вспышки птичьего гриппа случаются, начинаться они могут агрессивно. Но потом сходят на нет: вирус мутирует в сторону более мирного сосуществования.
Хорошим ответом Майклу Грегеру может стать книга под названием "Пандемия "Испанки" 1918 - 1920 гг. в контексте других гриппозных пандемий и птичьего гриппа", которую написал кандидат биологических наук Михаил Супотницкий. Он аргументированно доказал, что никакая птичья испанка нам не грозит, поскольку испанка и птичий грипп - это природные явления, не имеющие между собой никакой причинно-следственной связи. Не нашли ее ученые, сколько ни искали.
Супотницкий обнадежил: после пандемии 1918 - 1920 годов каждая последующая пандемия гриппа, вне зависимости от типа вызвавшего ее вируса, сопровождалась меньшим количеством осложнений, характерных для испанки, и меньшей смертностью населения, чем предыдущая. Нет, не принесут куры апокалипсис на своих крыльях. Но условия их содержания в неволе надо улучшать. На всякий случай.