Мне не очень нравится фраза "жизнь никогда не будет прежней", применяемая к карантину. Потому что и без всякого карантина наша жизнь каждый день и каждый час становится другой: мы становимся старше, переживаем новый опыт, получаем новые знания, заводим новые знакомства, укрепляем или разрушаем старые связи. Но в то же время нельзя отрицать, что карантин действительно изменил не только привычный уклад жизни, но и нас самих. Об отрицательных сторонах (самоизоляции, ограничении свободы передвижения, закрытии границ, банкротстве бизнесов, росте безработицы и т.д.) было сказано немало, но, как и в любом другом событии, здесь есть и другая сторона.
И эта статья о том, чему научил нас карантин.
Я отношусь к людям, для которых важно личное пространство. Не люблю, когда при общении собеседник подходит слишком близко и буквально дышит мне в лицо, с трудом переношу, когда, например, в очереди супермаркета следующий покупатель напирает на меня тележкой, и крайне редко касаюсь людей, если они не являются моими ближайшими родственниками.
Главное правило карантина – дистанцироваться друг от друга – если и не научило людей уважать личное пространство других, то, по крайней мере, заставило их соблюдать дистанцию. И жизнь тех, кого общение "нос к носу" раздражает, стала гораздо комфортнее.
У многих этот пункт вызовет смех – не такие уж мы адепты антисанитарии, чтобы заставить нас мыть руки могла только эпидемия. Согласна: большинство из нас и до коронавируса мыли руки после улицы, после посещения санузла, перед едой. Но давайте будем откровенны и ответим на вопрос: а как часто вы мыли руки после того, как разложили покупки в холодильнике? Или, например, после того, как прикасались к деньгам?
Второй вопрос – как мы их мыли. По статистике, человек в среднем моет руки 5-6 секунд, а ВОЗ, оказывается, рекомендует не менее 20-ти. Что тоже для многих стало каким-никаким открытием.
Так что, как бы там ни было, а с гигиеной практически в каждой семье ситуация за последние месяцы значительно улучшилась.
Несколько лет назад появилось очередное исследование, которое многие СМИ перепечатали с шокирующими заголовками: мол, на наших смартфонах микробов больше, чем на ободках унитазов! И что же? Посмеялись – и забыли.
Коронавирус заставил заново пересмотреть свое отношение к регулярной чистке гаджетов: знаю не понаслышке, что сегодня многие, придя с улицы, обрабатывают антисептиком не только руки, но и телефоны. И это правильно!
Коронавирусу удалось то, что до сих пор не удавалось ни правительству, ни банковской системе – отучить украинцев от наличных. Как мы уже писали ранее, на карантине украинцы стали в 2,5 раза меньше пользоваться банковскими кассами и снимать наличные в банкоматах.
Только за месяц карантина объем оплат картами продуктов вырос в 1,8 раза. Если в начале марта украинцы оплачивали еду картами на 285 млн грн в день, то через месяц безналом оплачивалось более чем на 504 млн грн в сутки.
Недавно услышала фразу о том, что карантин вернул мужчин на диваны, а женщин – на кухню. Судя по моему опыту и опыту моих друзей и знакомых, это верно лишь отчасти.
Итак, главное: удаленка заставила нас готовить чаще и разнообразнее. У каждой хозяйки есть набор из пары десятков привычных блюд, которые она по очереди готовит. Но карантин для многих значительно расширил эти горизонты, поскольку кухня стала не только местом "отбывания трудовой повинности после работы", но и местом творчества, экспериментов, самовыражения и, наконец, глубокого удовлетворения.
Второй момент касается того, что многим на кухне стали помогать мужья. Одни, как оказалось, и сами неплохо готовят, а другие выполняют посильную работу – трут на терке или режут овощи, моют посуду и даже замешивают тесто, если им положить в миску все ингредиенты.
С переходом на удаленную работу сотрудники столкнулись с двумя противоположными проблемами. В то время как одни вдали от офиса никак не могли заставить себя настроиться на работу, другие обнаружили, что работа в домашних условиях бесконечна, поскольку "уйти с работы" невозможно.
В конце концов и те, и другие пришли к одному выводу: без планов на день не обойтись. И за два месяца мы худо-бедно научились рационально распределять свое время, планировать, делить дела на срочные и несрочные, выделять время на отдых и общение с близкими.
В нашем подъезде вынести мусор на улицу для многих было непосильной задачей. Сколько раз инициативная группа собирала подписи за закрытие мусоропровода, да так и не насобирала. А с началом карантина кто-то из соседей и вовсе начал оставлять крышку мусоропровода открытой (видимо, из тех соображений, чтобы ее лишний раз не касаться руками), при этом ничуть не беспокоясь, что это стало источником жуткого запаха на этаже, не говоря уже об угрозе появления крыс.
К счастью, мусоропроводы в наших домах заварили по решению местных властей, и остается только надеяться, что такая ситуация сохранится и после карантина. Тем более, что многие на своем опыте убедились: нет ничего сложного, чтобы спустить мусорный пакет вниз и бросить его в бак.
Докарантинная жизнь – это по сравнению с сегодняшней просто водоворот нескончаемых событий: работа, спорт, встречи, праздники, насыщенные выходные, путешествия. Домой многие приходили только ночевать, а относительный порядок в доме если и был, то поверхностный.
Карантин для многих оказался временем для того, чтобы навести настоящий порядок в своем маленьком мире: разобрать вещи, раздать или выбросить ненужное, очистить полки и шкафы. За минувшие два месяца с этим уже справились все, кто хотели, а теперь все, что осталось – это с удовольствием и без особых хлопот этот порядок поддерживать.
Хронические "шоковые новости" привели к тому, что на карантине у многих наконец появилось понимание: не стоит верить всему подряд, что услышал в телевизоре или увидел в интернете.
Нельзя сказать, что все поголовно научились работать с информацией, фильтровать новости, отсекать сомнительные источники, искать первоисточники, но, тем не менее, начало положено. Еще пара карантинов – и читателей будет не узнать!
Карантин открыл глаза на то, насколько нам интересно самим с собой, и для многих это стало настоящим открытием. В то время как одни замечательно проводят свободное время за книгами, фильмами, домашней работой, рукоделием, изучением английского и т.д., другие чувствуют себя, как в тюремных застенках.
И это повод для последних задуматься: если вы неинтересны даже самому себе, то чем вы можете быть интересны другим?
"До карантина мы с 16-летним сыном практически не общались – у каждого свои дела, - пишет участница одного из форумов. – И когда мы оказались фактически заперты в четырех стенах, оба ощутили дикий дискомфорт. Я не знала, что ему сказать, кроме дежурного вопроса "обедать будешь?", а он постоянно был в своем телефоне, и, казалось, мое присутствие его только раздражает. Конечно, эти отношения, а точнее, их отсутствие, могли бы на карантине усугубиться, но нам повезло: мы начали перебрасываться фразами за завтраком и обедом, завязались несколько разговоров, и внезапно я поняла, что вообще ничего не знала о собственном сыне. С одной стороны, это было ужасным открытием, а с другой – я испытала облегчение, что этот карантин случился так вовремя и мы сумели сблизиться".
Действительно, сегодня многие признаются, что карантин научил их ценить близких людей и уделять им больше внимания. В то время, когда даже на улицу лишний раз не выйдешь, у людей появилась возможность поговорить с родными, вместе посмотреть и обсудить фильм, поиграть в настолки или устроить семейное чаепитие.
О том, как важно уметь ценить простые вещи, мы, конечно, слышали, но считали это пустым звуком. Проснулись, позавтракали, поехали на работу – ну и что? Да, погода хорошая, весна, птицы поют, деревья цветут – но чему тут особо радоваться?!
Сегодня не только Украина, но и весь мир научился радоваться простым вещам. Удовольствие доставляет буквально все: возможность погулять в парке без маски, поход в парикмахерскую и на маникюр, стаканчик кофе в уличном кафе.
Мы все получили возможность не "заглатывать" блага и впечатления в ускоренном режиме, а остановиться, оглянуться, задуматься и принять самые обычные вещи с удовольствием и благодарностью.
Два месяца самоизоляции утомили даже самых больших приверженцев дистанционной работы, но оказалось, что выходить "в люди" многие не торопятся.