Карантин уже порядком надоел и морально, и материально: сидеть в четырех стенах многим оказалось слишком скучно, да и деньги на это "сидение" подходят к концу. Тем не менее, судя по соцсетям и отзывам коллег и знакомых, правительственный
Напомним, что на первом этапе, который запланирован уже на 12 мая, предлагается открыть парки и зоны отдыха, парикмахерские, оптовую и розничную торговлю непродовольственными товарами, кафе, автомойки, нотариальные конторы.
На втором - планируется возобновление обучения в выпускных классах, открытие точек бытового обслуживания населения, спортзалы и фитнес-центры без бассейнов, гостиницы, общепит с обслуживанием на вынос.
Третий этап предусматривает открытие спортивных и детских площадок, междугородние перевозки в пределах области, ТРЦ без развлекательных зон, театры и кинотеатры, санатории и базы отдыха, кафе и рестораны, метрополитен для спецперевозок.
На четвертом этапе в полном объеме заработают ТРЦ, развлекательные заведения и фитнес-центры, образовательные и культурные учреждения, стоматологии и общественный транспорт.
На пятом этапе будут отменены все ограничения, кроме тех, которые установлены местными властями.
Глядя на этот "план", возникает ощущение, что правительство смотрит на окружающий мир, как говорилось в известной комедии, исключительно из окна своего персонального автомобиля. Ни один чиновник не задумался о том, как будут добираться сотрудники всех открытых на трех этапах заведений, если общественный транспорт откроют только на четвертом? Возможно, людям, которые два месяца сидели без денег и работы, предлагают добираться на работу пешком или на такси?
- До карантина на работу меня подвозил муж – у нас офисы рядом, - рассказывает знакомая. – Сейчас он работает на удаленке, а мне надо хотя бы изредка появляться в офисе. Сначала начальство закинуло удочку – мол, у вас же есть возможность приезжать – может, будете приезжать хотя бы раз в неделю? Мы посоветовались и решили, что раз в неделю можем себе это позволить, и муж делает два круга: утром везет меня на работу и потом едет обратно, а вечером – специально за мной едет в офис. Сегодня на работе радостно сообщили, что с 12 мая мы будет работать в "докарантинном" режиме, но как будем добираться на работу, не сказали. Муж работать "личным шофером" 5 раз в неделю не готов – у него своя работа, да и слишком дорого два раза в день гонять машину через весь город! Может, сначала Кабмину надо было подумать о транспорте, а потом уже о начале работы учреждения объявлять?
Относительно очередности мероприятий по выходу из карантина большие вопросы возникли как у потребителей, так и у экспертов.
- Не знаю, для кого будут открывать кафе и рестораны, я лично в них еще месяца три ни ногой! – говорит коллега. – Сначала напугали людей до полусмерти, а теперь ждут, что мы дружной толпой пойдем в рестораны?
По словам руководителя компании "Ресторанный консалтинг" Ольги Насоновой, карантин отражается не только на всех сферах жизни, но и на мозгах: страх перед вирусом многих вогнал в панику, выйти из которой непросто. В связи с этим рестораны в посткарантинный период ждет совсем другая жизнь.
- После карантина на первое место выйдет не просто сервис, а антибактериальный сервис, - считает Насонова. - Это такая игра, при которой рестораны должны создать впечатление абсолютно стерильных, а гости должны сделать вид, что в это поверили. Самым страшным будет впечатление антисанитарии. Так что ресторанам придется демонстративно часто протирать дверные ручки и поверхности, обеспечить маски и перчатки на официантах, поварах, уборщицах, закрывать блюда при выносе, отказаться от предварительной сервировки столов и т.д.
Однако многие говорят, что, какие бы санитарные меры не предпринимались, в рестораны – даже самые любимые – не пойдут еще долго.
- Не для того я два месяца в четырех стенах сидела, чтобы мне повар в салат чихнул, - говорит подруга, большая любительница кафе и ресторанов. – По крайней мере до зимы я даже кофе в стаканчике не куплю – буду ходить со своим термосом.
Большинство опрошенных экономистов сошлись на том, что с возобновлением работы общественного транспорта, как бы это ни было неудобно для людей, торопиться не стоит.
Эксперт института Growford Алексей Кущ напоминает: транспорт является наибольшим переносчиком инфекции, в наших маршрутках невозможно контролировать ни дезинфекцию, ни социальную дистанцию, поэтому к этому вопросу, действительно, логично возвращаться позже. С другой стороны, вместо полного закрытия транспорта для пассажиров можно было ввести механизмы дополнительного контроля, как это делается в других странах, но опыт "ухода на карантин" метрополитена показал, что работать над этим власти не готовы – просто все закрыть гораздо проще.
Экономист Владислав Банков считает, что транспортное сообщение необходимо открывать, но с учетом новых реалий - например, по-новому пересчитывать пассажировместимость. И контролировать перевозчиков, которые, как известно, никогда не соблюдали подобные ограничения.
При этом президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко вообще не видит никакой проблемы в том, чтобы возобновить работу общественного транспорта.
- Если уж решили выходить из карантина, надо отменить ограничения и запустить общественный транспорт, - отметил Охрименко в комментарии "КП" в Украине". – При этом оставить меры по дезинфекции, повысить чистоту в общественных местах, обеспечить бесплатными масками всех желающих, но разъяснять, что ВОЗ рекомендует носить маски только тем, кто знает или подозревает, что болен.
Не надо хватать за руки чужих людей, чихать и кашлять им в лицо, и все будет хорошо, говорит Охрименко. У нас многие и раньше соблюдали дистанцию, а сейчас тем более будут стараться держаться друг от друга подальше.
По мнению Алексея Куща, с карантинными мероприятиями в Украине изначально перегнули палку.
Во-первых, говорит эксперт, не стоило закрывать бытовое обслуживание населения. Нет никакой сложности, чтобы в салонах красоты и парикмахерских клиенты соблюдали дистанцию – зачастую, кстати, она и без всякого карантина соблюдалась. А мастера маникюра и в хорошие времена работали в масках, перчатках и с антисептиками.
Второй вопиющий "перегиб" - это закрытие продуктовых рынков. Риск заражения на них ничуть не выше, чем в супермаркете, но их закрытие сокрушительно ударило по частным хозяйствам и мелким фермерам, которые сбывали свою продукцию именно на рынках.
И, наконец, не стоит "гонять" продавцов стихийных рынков. Во-первых, люди выходят на улицы со своим товаром не от хорошей жизни. Во-вторых, на то они и "стихийные", что окончательно побороть их невозможно: разгонишь людей в одном месте – они соберутся в другом. В такой ситуации правильнее и логичнее было бы взять места стихийной торговли под контроль и добиться, чтобы продавцы были в масках, перчатках и соблюдали социальную дистанцию.
Изначально ошибка заключалась в том, что страна пошла по пути жесткого длительного карантина, без перехода в контролируемую "лайт-форму", в то время как нам надо было пойти по пути более вариативных ограничений. В этом случае стрессоустойчивость населения была бы выше, и грамотный "мягкий карантин" мог бы продолжаться не два месяца, а, скажем, четыре, что принесло бы меньше потерь с точки зрения экономики и больше пользы с точки зрения здравоохранения.
Арендаторы коммерческих помещений уже разрывают договоры.