Ученикам 3-го класса дали задание прочитать и пересказать "Петрусив сон" Модеста Левицкого. Но родителей школьников возмутили в произведении сцены жестокого убийства воробьев и издевательство над другими животными.
|
"Дочка говорит, что в классе их заставляли читать с выражением и вслух. Девочки плакали. И после этого учитель задал на завтра перечитать и пересказать!" - написала киевлянка Елена Sim и опубликовала фотографии с отрывками из рассказа (см. "Внеклассное чтение).
Возмущение других родителей в соцсетях также не заставило себя ждать.
"Я не понимаю, зачем вообще в школьной программе сцены жесточайшего насилия? Чтобы что? Научить не делать так? Так абсолютное большинство и не собиралось. И не лучше ли показывать детям, как нужно поступать, а не как не нужно. Иначе по такой логике нужно ставить в программу "Американского психопата", де Сада и т.п. Там тоже много и разнообразно о том, как не надо", - пишет Елена Голубева.
Впрочем, не все согласны с таким мнением.
"Я догадываюсь, что сейчас в меня полетят тяжелые предметы, но это литература, которая есть только отражение жизни. Любой ребенок, который растет в селе, видит подобные вещи. А мы все переписываем страшные или неприятные, по нашему мнению, моменты в сказках, оберегая детей. Этот отрывок может послужить для обсуждения очень важных чувств и эмоций - эмпатия, сопереживание, человечность, милосердие и т. п.", - уверена Валентина Волчан.
По мнению кандидата психологических наук Сергея Романенко, классическая украинская литература - не для детей младших классов. Большинство произведений стоит читать в подростковом возрасте, когда психика уже сформирована.
- К сожалению, большая часть классики украинской литературы жестокая, и даже в таких якобы комедийных произведениях, как "Кайдашева семья", полно насилия и членовредительства. Я в школе из-за этого терпеть не мог украинскую литературу, - говорит Сергей Романенко. - Как психолог, считаю - приобщать детей к украинской литературе во всей ее красе стоит начинать уже в средней и старшей школе.
Если вернуться к психологическим аспектам, то причиной последующей жестокости у ребенка вполне могут стать школьные книги, интернет и кино. Чем больше ребенок видит проявлений жестокости, тем больше притупляется сострадание и эмпатия. Ребенок начинает воспринимать жестокость как норму жизни.
Как это предотвратить? Объясняйте, что те, кого мы приручили, нуждаются в нас. Почаще обращайте внимание ребенка на жизнь животных. Читайте и обсуждайте с детьми книги о жизни животных и растений. Обращайте внимание ребенка на красоту природы - животных и растений. Рассказывайте им, например, о преданности собак, которые спасли жизнь многим людям, о кошках и лошадях, которые могут лечить людей. Детям нужно объяснять: любить животное - это не только играть и гладить, а уметь вставать на их защиту, уметь за ними ухаживать. Кроме того, контролируйте, что смотрит ваш ребенок по телевизору и в интернете.
- Я думаю, что сцены истязания животных в школьной программе недопустимы, - считает директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь Ликарчук. - Я исключаю "коллаборационизм" из серии "давайте расскажем о плохом, чтобы хорошему научить". В украинской литературе есть масса чудесных произведений, в том числе и о том, как нужно относиться к животным. Тем более что детская психика в таком возрасте очень хрупкая и восприятие у каждого ребенка свое. Кого-то сцены жестокости и садизма над животными могут травмировать, а кого-то - спровоцировать на то, чтобы попробовать самому.
По мнению эксперта, основная проблема школы - это учителя.
- Если бы учитель был учителем, а не "дипломоносителем", он бы таких вещей не делал, - считает наш собеседник. - В школах бороться с этим можно, только внедрив систему контроля качества образования. Необходимо внедрять сертификацию учителей в обязательном порядке. Сертификация - это не диплом об окончании университета, она должна заканчиваться лицензией на проведение преподавательской деятельности, которую можно в случае нарушений аннулировать.
Кроме того, школы не несут никакой юридической ответственности за некачественное образование. Нет ответственности - нечего бояться.
Интересно, что рассказ "Петрусив сон" Модеста Левицкого рекомендовали детям для внеклассного прочтения не только в Украине, но и в США в 1938 году. В газете "Свобода", которую издавали в Джерси, детям советовали прочитать рассказ на каникулах, чтобы не забыть "всего, чему научились", а родителям рекомендовали "дать ребенку в руки интересную украинскую книгу".
"Вскоре вернулся Грицко с полной пазухой воробышков.
- А я, пацаны, вот сколько воробушков надрал! - хвастается.
И Грицко высыпал из пазухи птенчиков с желтыми заедами. Они начали расползаться по земле, жалобно чирикая и раскрывая рты.
- А куда-куда? - закричал на них Грицко.
И бах дрючком по воробушкам. Так кишечки и повылезали.
- Погодь, Грицко, - крикнул другой мальчишка. - Подожди, не бей! Давай им лучше головы открутим.
И как хватанет воробушка, как крутанет ему головку… Не успел глазом моргнуть - в одной руке осталось тельце, в другой - головка. Скоро воробушков не осталось: валялись только головки и тельца.
- Пойдем еще драть! - говорит Грицко. - Там еще есть.
- Пойдем, - согласился Петрусь.
Вдвоем надрали еще больше, чем сам Грицко надрал. А дальше поскручивали им головки, бросили в кучу и давай лупить их дрекольем, как снопы молотили… Не осталось от воробушков и следа: валялось одно только мясо и кишечки, перебитые, перемешанные с землей".