Верховная Рада Украины во втором чтении приняла законопроект №3427 о противодействии дискриминации по признакам пола в рекламе, иными словами, запретила сексизм в рекламе. Соответствующее решение поддержали 307 народных депутатов.
В пояснительной записке говорится, что ежегодно в Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей и в офис омбудсмена поступает более 500 жалоб на сексизм в рекламе. Только в 2019 году рекламодатели заплатили более 2 млн гривен миллионов гривен штрафов за распространение дискриминационной рекламы.
Такая реклама содержит утверждения и/или изображения об интеллектуальном, физическом, социальном или ином виде преимущества одного пола над другим. Или содержит утверждение о стереотипности роли мужчины и женщины, или унижает достоинство человека по признаку пола.
Запрещено демонстрировать насилие по признаку пола, изображение тела человека (части тела) исключительно как сексуального объекта с целью привлечения внимания потребителя и/или намеки (слова, звуки, изображения) на сексуальные отношения, не имеющие прямого отношения к рекламируемому продукту или способу его потребления.
В законе также прописаны штрафы за дискриминационную рекламу.
Какие штрафы обещают за сексизм в рекламе
Главная цель документа – противодействовать появлению оголенных тел, унизительных слоганов, которые дискриминируют мужчин или женщин, во время рекламирования товаров или услуг.
В законопроекте прописан запрет на рекламу с элементами дискриминации по признаку пола. Под это определение попадает реклама, которая содержит:
- утверждение или изображение об интеллектуальном, физическом, социальном или иного вида превосходстве одного пола над другим;
- унижение достоинство человека или по признаку пола;
- демонстрацию насилия по признаку пола;
- изображение тела человека исключительно как сексуального объекта с целью привлечения внимания потребителя или намеки (слова, звуки, изображения) на сексуальные отношения, не имеющие прямого отношения к рекламируемому продукту или способу его потребления.
Если рекламу сочтут дискриминационной, то штрафами накажут не только ее производителей, но и заказчиков. Так, за повторную “дискриминацию” заказчикам рекламы придется заплатить штраф, который может достигать 30-кратной стоимости распространенной рекламы. Если же стоимость установить будет невозможно, взыщут 10 200 гривен.
Также штрафы возрастут:
- за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление заведомо недостоверной информации о стоимости распространенной рекламы. Размер штрафа предлагают увеличить со 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан;
- в случае невозможности установления стоимости рекламы налагается штраф в размере с 300 до 600 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Минсоцполитики объявило войну сексизму в рекламе еще в 2019 году: более двух десятков реклам признали уничижительными для достоинства женщин и создали специальные экспертные советы при ОГА.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ