Спасенная Украиной афганский режиссер сравнила "Талибан" с коронавирусом и рассказала подробности своего бегства

Сахра Карими планирует вернуться в родную страну и продолжить работать в "Афганфильме".

ТСН

Известная афганская режиссер Сахра Карими считает, что нынешний "Талибан" намного опаснее того, что был у власти в конце 90-х годов. Потому что они имеют в своем распоряжении современные достижения и умело ими пользуются. Об этом режиссер рассказала в интервью .

- На этот раз "Талибан" другой, они не похожи на талибов 96-го. Да, они традиционные, но имеют все современные средства, чтобы распространять идеологию по миру. В 96-м им приходилось собирать людей и говорить: вот мы, вот то, во что мы верим. А теперь — они просто пишут в социальные сети, а затем — клик... Понимаете? Оно распространяется как вирус, как коронавирус, оно повсюду, - отметила Карими.

Она выразила мнение, что все то, чего добились талибы за последние два года – нарастить силы и взять власть в свои руки – им удалось благодаря Интернету.

- Психологически они (талибы – ред.) подготовили людей: мы здесь, мы вот-вот захватим этот регион, тот регион, мы сделаем то, мы сделаем другое. Люди были так напуганы, понимаете, эти тысячи людей в аэропорту, которые ищут хотя бы малейшей возможности убежать — большинству из них ничего на самом деле не угрожает, они ничего против талибов не делали. Но эта паника, нагнанный сетями страх — гонит их из страны, - рассказала режиссер о том, что происходило в Афганистане в последнее время.

Она добавила, что людей, поддерживающих талибан, в Афганистане много – почти половина страны. И что движению нужно международное поведение и поэтому они контролируют свое поведение, надевают маску, однако неизвестно, что будет, если они добьются своего.

О решении Байдена

Карими рассказала, что была очень разочарована решением Байдена вывести американцев из страны до 31 августа, так как местная власть "очень коррумпирована и это главная причина, почему (они) проиграли".

Режиссер также отметила, что до сих пор является директором "Афганфильма" и что на данный момент она офииально находится в отпуске.

- Но я жду, когда они скажут: "Мы тебя больше здесь не ждем. Оставайся там". И я стану изгнанницей. И больше не смогу вернуться на родину. Поэтому я жду, что они решат. Хотят они меня или нет. Но если они позволят мне вернуться — им придется принять меня такой, как я есть. Я единственная женщина в целом Афганистане с высшим кинематографическим образованием, - отметила Карими.

О своем бегстве

Режиссер отметила, что до последнего хотела оставаться в родном Афганистане, однако после решения о выводе американских войск все чиновники начали уходить и в личных разговорах прямо говорить, что "пора бежать", так как Карими "слишком либеральна" для талибов. Решившись, женщина позвонила брату и они вместе с его семьей и детьми поехали.

- Уже через час после этого (выезда в аэропорт – ред.) — дорога была заблокирована. В аэропорту была огромная толпа, тысячи людей ждали рейса. Но самолеты не взлетали. Затем... Мы не успели на самолет. Там все и каждый искали хоть какой-то шанс вылететь. Неважно куда. Билетов, конечно, не было. Были списки. И кто-то пошел на самолет вместо нас. Это заметили поздно. Со мной было 11 человек. Дети. Затем снова было очень много переговоров всех со всеми, - вспомнила Карими.

По словам режиссера, в тот период было очень много звонков. То она звонила, то ей. В результате сказали ждать до утра, подчеркнув, что будет новый самолет.

- Я взяла всех своих, вывела их из толпы и мы начали искать, где нам спрятаться, потому что на аэродроме могли быть сторонники "Талибана". Мы спрятались внутри аэропорта, затем позвонили турки. Сказали, что им звонили из Украины, сказали, что у них есть самолет. Узнали, где мы и сказали сидеть там. Около 5 утра за нами пришли и под сопровождением отвели к военному самолету, на котором мы и смогли вылететь.

Уже вылетая, Карими почувствовала "грусть" и отметила, что не собирается сдаваться. "Не в этой жизни".

О планах на будущее

Карими в ближайшее время планирует вылететь в Канаду, где живут ее мама и бабушка. С этими планами посетит канадское посольство. И только после этого будет решать, что делать самой.

- Вообще-то я жду. Жду, что мне скажет эта новая власть. Ведь сейчас я в отпуске. Официально я все еще директор "Афганфильма". Если они скажут: ты нам здесь не нужна, не возвращайся — что ж, с тех пор я буду изгнанницей. И начну новую борьбу с "Талибаном" до конца жизни, - подчеркнула режиссер.

Она отметила, что если ее не выгонят и скажут, что можно возвращаться, то вернется. Хотя ее и могут убить.

Будучи в Украине, Карими планирует принять участие в форуме, организованном Еленой Зеленской, на котором "донесет до его участников глосс афганских женщин и афганских людей искусства". Выступление на саммите первых леди "Мягкая сила в новой реальности" запланировано 23 августа.

Сахра Карими - всемирно афганская режиссер. Гендиректор госкинокомпании "Афганфильм" с 2019 года, первая и единственная женщина в Афганистане, имеющая докторскую степень в области кинопроизводства. Ее фильмы известны за пределами Афганистана. Была эвакуирована в Украину на втором самолете. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Талибы обещают права женщинам, порядок в стране и борьбу с терроризмом и наркотиками