Битва за коллективный иммунитет: уже проиграна или все еще впереди?

По мнению ученых, вакцинация способна лишь притормозить процесс передачи коронавируса, но никак не остановить его распространение.

Архив «КП»

Весь последний год словосочетание "коллективный иммунитет" воспринималось как спасательный круг от опостылевшей пандемии, страхов и непонимания перспектив в борьбе с ковидом. Казалось, еще чуть-чуть - те переболеют, эти вакцинируются - и вот она, защита. Но заявление руководителя группы разработчиков Оксфордской вакцины Эндрю Полларда, сделанное на этой неделе, свидетельствует, что не все так легко и просто.

По мнению ученого, при доминирующем новом штамме "Дельта" коллективный иммунитет невозможен, поскольку им будут заражаться и вакцинированные, а значит, все непривитые в какой-то момент встретятся с вирусом. Соответственно, вакцинация не может защитить от заражения и остановить распространение COVID-19, в ее власти - притормозить процесс передачи и защитить от тяжелого течения болезни и летальных случаев.

От индивидуальной защиты - до популяционной

Украинские ученые подтверждают: ни одна из существующих вакцин не является преградой для уже известных штаммов вируса, включая коварную "Дельту". И, например, введение даже третьей дозы в Израиле не защищает людей от инфицирования.

Врач-иммунолог Андрей Волянский. Фото: ФБ Андрея Волянского 

- Но важно понимать, что коллективная защита создается не только и не столько вакцинацией, - считает врач-иммунолог, заведующий лабораторией иммунореабилитологии Института иммунологии и микробиологии им. Мечникова Андрей Волянский. -  Естественно переболевшие - не менее, а возможно, даже более весомый вклад в создание коллективного иммунитета. И в каждой локации - своя ситуация. Например, в Китае никто не болел - они создают коллективную защиту за счет вакцинации. В Чехии к началу массовой вакцинации переболела большая часть населения, и коллективный иммунитет там был создан еще до начала прививочной кампании.

Если говорить об Украине, то, по данным МОЗ, около 40% населения имеют антитела, еще около 10% вакцинировано. Суммировать эти цифры некорректно, поскольку часть вакцинированных переболела раньше. В среднем выходит 45% - это немало, но недостаточно для коллективной защиты.

Почему нам нужен популяционный иммунитет? Если мы хотим избавиться от этого вируса, то время упущено, и это у нас уже не получится, констатирует заведующая кафедрой эпидемиологии Харьковского национального медицинского университета Татьяна Чумаченко. И сейчас речь о том, чтобы хотя бы ограничить циркуляцию вируса, чтобы не формировались новые штаммы - более агрессивные, вирулентные и заразные, которые при меньшей дозе могут заражать большее количество людей.

- Но мы сейчас очень далеки от популяционного иммунитета не из-за появления новых штаммов, а потому, что охват прививками даже в тех странах, которые занимают лидирующие позиции, все равно недостаточный, - говорит профессор Чумаченко. - Кроме того, нужно, чтобы население всех стран было привито, но во многих развивающихся странах даже до 2% вакцинированных одной дозой еще не дошло. Поэтому и нет коллективной защиты, которая бы позволила человечеству жить с этим вирусом.

Тем не менее, все не так пессимистично, считает эпидемиолог. Есть вакцины, подготовленные медработники, прививочные пункты, и теперь все зависит от того, как быстро люди воспользуются этой возможностью. Да, это защита на индивидуальном уровне, но так "по капле" популяционный иммунитет и будет формироваться. И другого пути у нас пока нет. Если взять, например, вирус кори, который никуда не делся, он не мутирует, но как только перестают делать прививки - начинается подъем заболеваемости.

Вакцина защищает не от заражения, а от болезни

То, что штамм "Дельта" "пробивает" вакцинальную защиту - уже факт. Но говорить о том, что прививки от него не защищают, неправильно, считают ученые.

Заведующая кафедрой эпидемиологии Харьковского национального медицинского университета Татьяна Чумаченко. Фото: gordonua.com

- Никакие варианты существующих вакцин не защищают от заражения, но иммунная система человека обучена распознавать врага в лицо, - объясняет Татьяна Чумаченко. - И когда вирус проникает в организм, у нее, в случае вакцинирования, уже заготовлен арсенал оружия против патогена. Очень быстро начинается иммунная реакция, и до того, как инкубационный период закончится, вирус уже разрушается и удаляется из организма. И человек может даже не знать, что он заразился. Вакцина защищает не от заражения, а от болезни. И при штамме "Дельта" - в первую очередь от тяжелых форм и смерти. А от заражения, т.е. проникновения вируса в организм, защищает маска или респиратор.

При этом пока неизвестно, заболевают ли "Дельтой" ранее переболевшие. Иммунологи предполагают, что да, но это все-таки должно быть нечасто. По мнению Андрея Волянского, коллективная защита против базовых вариантов коронавируса и защита против "Дельты" - это не одно и то же. В Великобритании 90% населения переболело и вакцинировано против "уханьского" и "Альфа"-варианта, и коллективная защита против них была создана. Но сейчас там люди массово болеют вариантом "Дельта", т.е. той защиты недостаточно против этого штамма.

Спасает ли вакцина от тяжелого течения болезни в таком случае - тоже все неоднозначно.

- В той же Англии в группе до 50 лет привитые и непривитые умирают с одинаковой частотой, и эта летальность крайне низкая = около 0,04%, - говорит Волянский. - В группе старше 50 ситуация резко меняется: невакцинированные - летальность 6%, вакцинированные - 2%. Два процента - это тоже много, но это в три раза меньше. Так что в ряде случаев "Дельта" пробивает вакцинальную защиту, но при этом прививка и защищает от тяжелого течения или смерти. Поэтому имеет смысл прививать группы риска даже старыми вакцинами. 

Пик смертности - в сентябре?

Еще одной неприятной новостью стал прогноз американского Института показателей и оценки здоровья, предрекающий в первый месяц осени рост количества смертей от ковида в мире до 10 тысяч случаев в сутки. При позитивном сценарии летальность резко пойдет на спад к концу сентября, при негативном - продлится до октября-ноября. По мнению эпидемиологов, это - прямое следствие ожидаемого всплеска заболеваемости и, прежде всего, обусловлено особенностями штамма "Дельта", когда количество людей с тяжелыми формами больше, заболевание стремительнее развивается и нужна меньшая доза для развития тяжелой клинической картины.

И тут есть один важный момент: пожилые люди, имеющие хронические заболевания и составляющие основную группу риска по летальности, вакцинируются очень низкими темпами, хотя нужно взвешивать риски от болезни и риски от вакцинации.

- И перетерпеть день температуры - это не то, что лежать под кислородом, - говорит Татьяна Чумаченко. - И даже если болезнь у пожилых людей протекает не тяжело, надо помнить об осложнениях - это когнитивные нарушения, миокардиты, нарушения в работе нервной системы. Словом, еще один "букет" к тому, что уже есть.

То, что мы на пороге новой волны, ни у кого не вызывает сомнений. Но, по словам Андрея Волянского, осенний подъем заболеваемости в Украине и в Европе будут значительно отличаться, поскольку у нас и переболело, и вакцинировалось мало людей.

Когда ждать новой волны - четкого ответа нет. Когда дети пойдут в школу, когда туристы вернутся с курортов, когда похолодает? Это может быть и конец августа, и сентябрь, и октябрь. Сроки могут сдвинуться, если будет теплый сентябрь, все будут много времени проводить на улице, в домах и транспорте будут открыты окна. Люди начнут чаще заражаться, как только похолодает, мы окажемся в закрытом пространстве, станем реже ходить пешком, активнее пользоваться метро и маршрутками.

- В любом случае эта волна будет довольно тяжелой, - считает иммунолог Андрей Волянский. - Предполагаю, что, может быть, не такой, как в апреле, но со значительным количеством заболевших и летальных исходов. Предположительно до 15-20 тысяч новых случаев заболевания ежедневно и до 200-300 смертей. И защитить сейчас нужно пожилых людей и тех, кто имеет хронические заболевания. Поэтому, пока есть какой-то запас времени, нужно вакцинировать не всех желающих, а самых уязвимых.

КСТАТИ

Что такое штамм "Йота" и чем он опасен?

Не успело человечество как следует напугаться "Дельтой", как в информпространстве возникла новая "страшилка". Со ссылкой на статью, написанную департаментом здравоохранения Нью-Йорка и Школой общественного здравоохранения при Колумбийском университете, появилась информация о новом, еще более страшном, заразном и "летальном" для пожилых людей штамме "Йота". Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что вариант это не новый - обнаружили его в ноябре 2020 года в Нью-Йорке. После его распространения в начале 2021 года в нескольких районах города ВОЗ включила его в список вариантов, "представляющих интерес". Но за прошедшие месяцы "Йота" не продвинулся в градации опасности и не попал в "вызывающие обеспокоенность". Из опасностей "Йоты" называют его заразность, превышающую варианты 2020 года, но уступающую "британскому" штамму, и, конечно, "Дельте". И способность повышать летальность среди пожилых пациентов на 60-82%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

"Дельта" захватил полмира: чем опасен и как защититься от этого штамма COVID-19