Карантинные ограничения и запреты заставляют их искать работу не у себя в стране, и даже не в Европе, а у нас. И они неплохо зарабатывают там, куда украинцы идут крайне неохотно.
В будни на стройке, по выходным – курьером
Один из центральных ТРЦ Киева, рядом с главным входом расположено популярное заведение фастфуда, слева – окошко для выдачи заказов курьерам.
На лавочке ждут своей очереди человек двадцать мужчин, курьерские сумки сброшены, скутеры припаркованы в сторонке. Компания колоритная, рядом с ними кажется, что ты где-то на рынке в Душанбе или Ташкенте, да и речь для нас непривычная. Один подходит, просит закурить. Разговорились. Парня зовут Юсуф, приехал к нам из Таджикистана на заработки. Сначала думал двигать дальше в Европу, но закрытые карантином границы изменили планы. Говорит, присмотрелся, а ведь в Украине не хуже! Устроился на стройку разнорабочим, а в выходные подрабатывает курьером.
Да, работать приходится много, до 16 часов в сутки, но и заработок получается приличный, Юсуф умудряется с "халтурами" заколачивать в месяц до 400 долларов (на его родине средняя зарплата около 100 баксов). В целом он доволен и пока никуда уезжать не хочет. К тому же, улыбается курьер, здесь все больше и больше "наших". Кстати, по его словам, многие окольными путями перебираются к нам из России, где в последнее время в отношении гастарбайтеров серьезно "прикрутили гайки". Общительный Юсуф готов был поговорить еще, но вынесли заказы, он моментально забрал свой и через минуту уже умчался на скутере.
Еще раз довелось пересечься с иностранцем-строителем непосредственно в здании, где расположена редакция. На одном из этажей у нас сейчас идет капитальный ремонт. По виду парень – индиец, между делом интересуюсь: "Как дела?" Отвечает: "Хорошо, молоко есть, хлеб есть! Очень хорошо!" Получается, что у нас действительно не все так плохо, как считают многие? Мы попытались разобраться, почему Украина стала столь притягательным местом для мигрантов.
Пашут сутками
В Украине работают десятки курьерских служб, куда устроиться работать может практически любой желающий в возрасте от 18 до 40-45 лет. В руководстве служб обычно прикрывают глаза на отсутствие документов гражданина Украины – главное, чтобы курьер хорошо работал и не исчез в туманной дали вместе с выданным ему транспортом и изотермической сумкой, не успев выплатить ее стоимость.
- Некоторые службы требуют наличия своего транспорта, некоторые дают велосипед или мопед. Сумки тоже дают, только за нее надо заплатить залог 500 -1500 грн (везде по-разному) сразу или с разбивкой на несколько месяцев.
Регистрируешься в приложении, проходишь обучение – час или два в офисе или онлайн – и все, вперед, развози заказы. Иногда для трудоустройства требуют пройти сертификацию, кое-где просят медицинские книжки, - рассказал бывший велокурьер Вячеслав. – Вообще, на сайтах указано, что курьер должен быть ФЛП (физлицо-предприниматель), но с иностранцами все проще. От них нужно только фото их паспорта, какие-то документы, например, студенческий билет или справка из вуза. Иногда руководство может посодействовать в оформлении нерезидента страны как ФЛП по упрощенной процедуре.
Иностранцы, говорит Вячеслав, с одной стороны, работают на радость компании – берутся за все заказы, трудятся на совесть и не жалуются на зарплату. Наши соотечественники же рассматривают курьерство как подработку, но не как полноценный заработок.
- Да, говорят, что можно каждый месяц зарабатывать эквивалент 1000 долларов и больше. Правда, для этого надо буквально "убиться" вместе со своим транспортом и пахать по 15-18 часов в день шесть-семь дней в неделю. Какая семья это выдержит? Мой знакомый курьер-алжирец живет в Киеве один, заняться ему особо нечем, вот он и работает, постоянно на ногах. Он говорит, что в Алжире зарплата в 500 долларов считается очень даже приличной, а у нас он получает больше, - рассуждает Вячеслав.
Таксисты: без документов и вне закона
У иностранцев работа в службах такси не менее популярна. По словам главы Украинской таксомоторной ассоциации Андрея Антонюка, все дело в том, что рынок такси в Украине неурегулирован, что развязывает руки нелегалам.
|
- Есть службы такси, в которых работают зарегистрированные предприниматели. Они получают лицензии, проходят медосмотр, платят налоги в бюджет. Чтобы получить разрешение на работу в легальной службе такси, иностранец должен оформить целый пакет необходимых документов. А вот эти "интернет-агрегаторы" или "приложения для вызова такси" - это не службы, и иностранцы (да и украинцы) там работают нелегально. Максимум, что они могут – отправить диспетчерам ксерокопию паспорта, и их сразу подключат к системе заказов. Все, работайте как хотите и как можете! Украинские водители уже начали отказываться от работы по такой схеме, зато их место быстро начали занимать иностранцы. А раз они работают вне правового поля, то им законы не писаны.
По словам главы ассоциации, пассажир хочет, чтобы было дешево, а качество услуги - как в хорошем такси. Но за качество надо платить, по-другому не бывает.
- Поэтому в такси идут в том числе иностранцы, кого не взяли в дворники или рабочими на предприятия. Власти не хотят разбираться в этой ситуации, ощущение, что они даже поддерживают текущее положение дел, - отмечает Антонюк.
Действительно, если заглянуть на сайты "служб такси", работающих через приложения, то кое-где можно найти "договор публичной оферты для пассажиров". У пассажиров таких "такси" нет вообще никаких прав, а если что-то произойдет, например, ДТП – "возмещение убытков происходит согласно действующему законодательству", то есть путем долгих разбирательств, на которые не все готовы.
Иностранец-нелегал в случае ДТП просто бросит машину и уйдет. Его как водителя такси не существует для полиции, для контролирующих органов, и в полиции доказать его вину практически нереально. Как перестраховаться? Либо пользоваться услугами легальных служб такси, либо пытаться повлиять на государство, чтобы оно урегулировало рынок такси в Украине, чтобы права и обязанности были у всех участников процесса перевозок.
- Мне "везет", и я часто, вызывая такси через приложение, попадаю то на глухонемого водителя, то на иностранца. Однажды разговорились с водителем: болгарин, приехал к своей девушке, которая здесь учится. Пока она на парах в институте – он таксует, берет заказы через приложение. Сказал, что зарплата его устраивает, потому что машина его, а не арендованная, и хватает на "поесть—попить", а больше и не надо. Когда любимая окончит вуз – уедут сразу к нему на родину, а там уже он откроет какой-нибудь серьезный бизнес. Говорил болгарин по-русски сносно, но на названиях улиц буксовал. Города не знал, от цирка ехал на Академгородок окольными путями, - рассказала жительница Запорожья Лариса Слинько, столкнувшаяся весной с киевскими таксистами.
КСТАТИ
Их все-таки понемногу ловят
В Центральном межрегиональном управлении Миграционной службы в Киеве и Киевской области сообщили о большом "улове" нелегальных мигрантов с начала июля. Так, на прошлой неделе на одной из строек в Подольском районе было выявлено 10 граждан Республики Узбекистан, незаконно находящихся на территории Украины, а на соседней стройплощадке – семеро граждан Алжира, Марокко и Индии. Все – студенты столичных вузов, которые незаконно работали без соответствующих разрешений. Всем им назначен штраф в 1700 грн, а четверо должны вернуться в свою страну, покинув Украину в течение месяца.
Обнаружены гастарбайтеры и на одном из крупнейших рынков Деснянского района Киева – из Узбекистана, Азербайджана и Грузии. Часть из них тоже будет выдворена домой, кто-то заплатит штраф, а четверо отправились в пункт временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства для идентификации личности, поскольку не имели при себе вообще никаких документов. Хотя, сколько нелегальных тружеников сейчас в стране, сказать никто не берется, контролировать миграционные потоки получается с трудом.
ОФИЦИАЛЬНО
Раньше Украина была транзитной страной, теперь нет
По данным Государственной миграционной службы Украины на март 2021 года, в стране официально зарегистрировано чуть меньше полумиллиона иностранцев. Две трети – это иммигранты, третья часть – иностранцы и лица без гражданства. Подсчитать, сколько у нас нелегалов, – невозможно, как и точное количество украинцев, работающих и живущих за границей.
В Госпогранслужбе Украины отметили: если раньше Украина была транзитной страной для мигрантов из Азии и Африки на пути в Западную Европу, то сейчас иностранцы задерживаются у нас. И не только потому, что закрыты границы, а есть возможность зарабатывать уже тут без лишних поездок, сопряженных с опасностью быть пойманными и выдворенными.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Лучше 10 нелегалов, чем один наш
Специалист по трудоустройству пояснила: иностранных наемных работников в Украине очень много, но они ускользают от бдительного ока проверяющих служб.
- Нелегальным трудоустройством иностранцев "грешат" многие компании – и крохотные, и огромные. Думаю, не стоит объяснять, почему? Да, дешевле иметь десять нелегалов из Таджикистана в грузчиках, чем одного нашего гражданина. Руководство снимает с себя всю ответственность за такое "трудоустройство", никакие налоговые и проверяющие попросту "не видят" этих нелегалов, - поделилась Лилия И., начальник отдела кадров компании по оптовой торговле продуктами питания (Харьков).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ