Как мы олигархов искали

Кто из богатых и влиятельных украинцев может стать нерукопожатным среди вип-политиков и чиновников страны.

УНИАН

Сегодня, 15июня, тема Всеукраинского форума "Украина 30. Экономика без олигархов"  как раз и будет посвящена деолигархизации Украине и преодолении коррупции в стране. Ожидается, что по теме выступят президент Владимир Зеленский и премьер-министр Денис Шмыгаль.

А на неделе народные депутаты возьмутся за рассмотрение президентского законопроекта об олигархах. Сначала документ пройдет чистилище в парламентском комитете по вопросам национальной безопасности и обороне, а до конца текущей сессии Верховной Рады (16 июля) народные избранники хотят принять документ за основу.

Второе чтение предварительно планируют на осень, но не исключено, что президентскую инициативу рассмотрят на одном из внеочередных заседаний Верховной Рады, чтобы сделать стране подарок к 30-й годовщине Независимости.

А пока депутаты и эксперты спорят, насколько хорош законопроект, "КП в Украине" решила предположить, кто из богатых и влиятельных людей страны может попасть в реестр олигархов.

Все меньше богачей идет в политику

В президентском законопроекте есть четыре критерия для формирования списка официальных олигархов. Соответствие трем пунктам – аргумент для включения человека в список олигархов.

СНБО может включить в список олигархов человека, если он (она):

  1. берет участие в политической жизни страны (является президентом, членом КМУ, народным депутатом, главой НБУ, СБУ, ГПУ или возглавляет политическую партию, финансирует политсилу);
  2. имеет бизнес, который является субъектом природных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном товарном рынке;
  3. имеет подтвержденную стоимость активов, которая превышает один миллион прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года (на сегодня это - 2 млрд 270 млн грн, или около 87 млн долл.);
  4. имеет влияние на СМИ в роли бенефициара и/или контролера СМИ (специализация СМИ не имеет никакого значения – хоть условный журнал "Мурзилка", хоть новостной телеканал).

Много ли в Украине людей, которые подпадают под такие критерии?

Давайте сначала пропустим украинских богачей через сито стоимости активов. Во всемирном рейтинге Forbes семь украинцев. Их активы исчисляются не миллионами, а миллиардами долларов: Ринат Ахметов (7,6 млрд), Виктор Пинчук (2,5 млрд), Константин Жеваго (2,4 млрд), Игорь Коломойский (1,8 млрд), Геннадий Боголюбов (1,7 млрд), Петр Порошенко (1,6 млрд) и Вадим Новинский (1,4 млрд).

В  все 100 толстосумов подпадают под критерий "стоимость активов" президентского законопроекта.

А что у этих потенциальных олигархов с политической активностью? Из 100 топ-богачей страны только 6 являются народными депутатами (Петр Порошенко, Александр Герега, Вадим Новинский, Григорий Суркис, Степан Ивахив, Сергей Лабазюк).

Справедливости ради в предыдущих созывах Верховной Рады было значительно больше официальных "денежных мешков". К примеру, без мандата народного депутата находятся те же Ринат Ахметов и Константин Жеваго, без "корочки" и Виталий Хомутынник, Сергей Тигипко, Глеб Загорий, Василий Хмельницкий. Как утверждают политологи, сейчас бизнесменам проще содержать несколько (неформальную группу) депутатов, которые по указке голосуют и вносят нужные законопроекты, нежели самим ходить в Верховную Раду и постоянно быть в объективе фото-видеокамер.

На сегодня нет ни одного "олигарха" в Офисе президента и Кабмине. Мода на толстосумов на руководящих должностях временно была при президенте Петре Порошенко. Тогда главой Администрации президента был Борис Ложкин, его заместителем Юрий Косюк, Днепропетровской ОГА немного руководил Игорь Коломойский…

Возглавлять политические партии богатые и успешные тоже не спешат. Из топ-100 богачей только двое рулят политсилой – Петр Порошенко ("Европейская солидарность") и Борис Колесников ("Украина - наш дом").

Если посмотреть финансовые отчеты партий в НАПК, то увидим, что вышеупомянутые лица не вливают свои деньги в партийный котелок. Хотя неофициально или завуалировано большинство из богатейших людей вкладываются в партийное строительство и содержание политических сил или отдельных медийных политиков. Но доказать такое финансирование – задача не из легких.

Тройка известных украинских бизнесменов. Фото: из открытых источников

А как определить влияние?

Влияние на СМИ… Каждый из семи богатейших украинцев имеет свой телеканал или даже медиахолдинг, как Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Ринат Ахметов и Петр Порошенко. Еще порядка 20 бизнесменов финансируют работу печатных и интернет-изданий, но делают это через подставных лиц. Доказать их статус бенефициара и/или контролера невозможно. Единого реестра собственников всех украинских СМИ нет. Более того, не все интернет-ресурсы являются официальными СМИ.

Бизнесменов-монополистов, на первый взгляд, вычислить достаточно просто. Из открытых источников можно узнать, что Ринат Ахметов создал монополию на рынке электроэнергии. Дмитрий Фирташ слывет монополистом по газовым поставкам, и его структуры имеют признаки монопольного положения на рынке азотных минеральных удобрений. Игоря Коломойского называют монополистом в сфере нефтедобычи и на рынке ферросплавов. Петр Порошенко – король кондитерского рынка страны. Супруги Герегы являются монополистами на рынке строительного ритейла. Виктор Пинчук – единственный в Украине производитель бесшовных нефтегазовых труб и железнодорожных колес. Юрием Косюком АМКУ интересовался в плане монополизации рынка курятины…

Список потенциальных монополистов можно продолжать до бесконечности. Но стоит понимать, что в любой момент народные депутаты могут поменять законодательство, и критерии для определения естественных монополий могут измениться. Да и взор Антимонопольного комитета может притупиться или, наоборот, стать соколиным. Для примера, в сведенный перечень естественных монополий за апрель 2021 года АМКУ включила 162 компании, а в апреле 2020 года их было 148.

Как видим, только по одному из четырех критериев законопроекта (активы) можно более-менее точно определить олигарха. Остальные пункты, которые касаются влияния на СМИ, участия в политической жизни страны и монопольного положения – непаханое поле для адвокатов "олигархов". Ведь одно дело – громкие политические заявления и бравады, а другое – документальное подтверждение сказанного и статус лица. А с этим могут быть сюрпризы. Толстосумы благодаря персональной армии адвокатов научились умело заметать юридические следы любой сделки.

КСТАТИ

Закон об олигархах будет временным

По крайней мере в этом убеждает министр юстиции Денис Малюська.

- Законопроект об олигархах – временный. Потому что в течение периода действия закона об олигархах будут внедрены цивилизованные механизмы, такие как на Западе: закон о лоббизме, закон, ужесточающий институциональную способность Антимонопольного комитета, замена чиновников среднего звена, которые сейчас решают вопросы энергетики, антимонопольного законодательства. Судебная реформа – ключ к успеху всего. Но сколько нам ждать, пока мы заполним 2000 вакансий судей, где мы их столько возьмем? А мы должны применить механизмы уже сейчас, - сказал Малюська в эфире "Свобода слова Савика Шустера".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Может ли закон об олигархах привести к роспуску парламента