России удалось склонить Запад к капитуляции по двум важнейшим направлениям, что теперь значительно усилит позиции Москвы на международной арене.
Санкции уже не действуют
Первое. США признали поражение в борьбе против проекта "Северный поток 2", который значительно усиливает энергетическую и политическую зависимость Европы от России.
Президент США Джо Байден объяснил свое решение не применять санкции к ключевой немецкой компании-участнику строительства газопровода тем, что он уже фактически достроен, а также нежеланием навредить отношениям Америки и Европы.
"Проект был почти полностью завершен к времени, когда я пришел на должность. И вопрос не стоит так, что я могу позволить или не позволить Германии делать что-то. Применить санкции сейчас, по моему мнению, будет контрпродуктивно для наших европейских отношений", - сказал Джо Байден.
Второе. Европейцы признали несостоятельность всех вводимых против России санкций. Президент Франции Эммануэль Макрон по итогам саммита ЕС в Брюсселе признался, что политика санкций против РФ по "замороженным" конфликтам больше не приносит плодов. Вместо этого он теперь предлагает политику диалога.
"Нам необходимо определить как краткосрочную, так и долгосрочную стратегию в отношениях с Россией. Она должна сочетать диалог и требовательность. Не развязывать же вооруженный конфликт", - высказался французский президент.
Из этого следует, что Запад признал свою несостоятельность и неэффективность против агрессивных действий России. Кроме того, Европа становится более зависимой от России и ее энергоносителей. А все обещания президента США Джо Байдена жестко реагировать на действия Москвы оказались пустышкой. Он сам и его администрация заинтересованы в совершенно обратном – налаживании новых партнерских отношений с Россией.
|
Что это значит для Украины
Такая позиция ведет к тому, что теперь Россия может без оглядки на Запад требовать от украинского руководства выполнения Минских соглашений по своему алгоритму. А это - принуждение Киева сесть за стол переговоров с сепаратистами из ОРДЛО и признать войну на востоке страны гражданским конфликтом. И конечно же, первоочередное выполнение политических статей Минских соглашений – проведение выборов и признание особого статуса Донбасса. А только потом – прекращение огня, вывод войск и формальный возврат Украине контроля над границей.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Вадим Карасев, политолог:
- Это тактический выигрыш России с "Северным потоком". Байден понял, что перебить этот проект уже не удастся. А он стремится к тому, чтобы объединить Европу и возродить евроатлантическую солидарность. В первую очередь ему нужно наладить отношения с ключевой страной Европы - Германией, с которой разругался Трамп. Он понял, что сейчас бесполезно давить на немцев с "Северным потоком", так как это отторгнет Германию и окончательно разрушит евроатлантическую солидарность. Байден не хочет этого. И для него хорошие отношения с Европой и Германией важнее, чем интересы Украины с ее газотранспортной системой, которая потеряет много от введения в строй "Северного потока 2". Этот проект - тактическая победа России, но еще далеко не стратегическая.
Что касается слов Макрона о несостоятельности санкций, то это не совсем так. С 2014 года они сдерживали Россию от дальнейшей агрессии против Украины. Ведь именно санкции Запада сдержали создание Новороссии и "русскую весну" у нас. А большего – вернуть Донбасс и Крым - санкции не могут сделать. Но это не значит, что сейчас Россия сможет навязать нам выполнение Минских соглашений по своим правилам. Москва не сможет продавить свой вариант, потому что Западу нужно как-то сохранять лицо в конфликте на востоке Украины. Он не может безоговорочно выполнять все "хотелки" России. Поэтому переговоры продолжатся.
Сергей Постоловский, политолог:
- Пока Запад не поймет, что Россия понимает только силу, никакие санкции не будут приносить результата. А Украине нужно пересмотреть свою позицию в отношении помощи Запада. Нам нужно осознать, что там не будут рисковать своими личными интересами во имя интересов Украины. А надеяться исключительно на обещания Запада – это провальная стратегия для Киева. За все годы войны мы так и не создали свою субъектность, а остаемся только объектом международной политики больших государств.
Сейчас Москва находится в более выигрышной позиции. После достройки "Северного потока 2" есть два пути. Либо мы признаем, что наша газотранспортная система – это груда металлолома. Либо нам придется существовать на условиях, которые совместно определят Запад и Россия. Это же касается и Донбасса. Все будет зависеть от того, как по нему договорятся Байден и Путин. Скорее всего, президент США согласится на российский вариант выполнения Минских соглашений – сначала выборы, особый статус, а только потом вопросы безопасности. И Украина тут остается в проигрыше.
Тарас Загородний, политолог:
- А это нам урок, что нужно жить своим умом, а не безоговорочно надеяться на Запад. Что нужно более прагматично относиться к заявлениям наших западных партнеров. Которые много требуют от Украины, но сами мало дают. И не жертвуют своими интересами. "Северный поток 2" им выгоден, а для нас это удар по нашей газотранспортной системе и по нашим доходам от нее. Но пока каких-то серьезных изменений по Донбассу я бы не ждал. Санкции - какие-никакие - но все еще действуют.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ