Встреча "нормандской четверки" в Париже 9 декабря изначально задумывалась как возможность выработки дорожной карты, то есть последовательности выполнения Минских соглашений. Но в результате Минск опять стал камнем преткновения на переговорах.
Почему опять? Владимир Зеленский и Владимир Путин отстаивают несовместимые позиции в части контроля украинской границы.
"У нас с президентом России абсолютно разный взгляд по поводу передачи границы и когда это возможно. В минских договоренностях, который подписал наш бывший президент Петр Алексеевич Порошенко, передача границы может быть только после выборов. Я поднимаю вопрос о том, чтобы передача границы была до местных выборов", - настаивает украинский президент.
Зеленский считает, что без вывода незаконных вооруженных формований и возвращения Украине контроля над границей нельзя будет провести демократические выборы на Донбассе.
Путина же устраивает выполнение "Минских соглашений" в том виде, в котором они были подписаны.
"Там написано (пункт №9 – ред.), что Украина начинает устанавливать контроль на этой территории, на этом участке границы на следующий день после выборов. И окончательно этот процесс завершается после полной реализации всех политических процедур. Зачем вскрывать Минские соглашения и заново их переписывать?", - говорит российский президент.
"У Москвы была возможность проявить свою добрую волю. Но Владимир Путин довольствовался сохранением существующего положения вещей, соглашаясь лишь на символические шаги", - пишет по этому поводу французская Le Monde.
Тем не менее, Владимир Зеленский надеется на выход из тупика: "У нас разные взгляды, но я думаю, что у нас через несколько месяцев будет встреча ("нормандской четверки" в Берлине – ред.). Мы обязаны найти выход".
По-видимому, украинский президент возлагает надежды на западных партнеров. Канцлер Германии Ангела Меркель сделала неожиданное заявление: "минские договоренности" не являются "каменным документом", и она приветствует предложения президента Украины Владимира Зеленского по их изменению.
"Есть вопрос - или этот документ окаменевший, или его можно менять. Ведь есть определенные предложения президента Зеленского по его изменению. Мы надеемся, что этот документ вновь будет гибким, и что он будет оживлен", - заявила Меркель.
Владимир Путин пока не готов ни к каким компромиссам в вопросе контроля границы.
"Действительно, соглашения имеют ту или другую гибкость, но есть вещи, которые прописаны прямо, и с ними сложно спорить. Пункты о границе - это именно то, что не стоит менять", - заявил российский президент.
Встреча "нормандской четверки", по сути, вернула ситуацию на позиции годичной давности времен Петра Порошенко. Украина опять настаивает на первоочередном выполнении вопросов безопасности, а Россия – о проведении выборов и предоставлении отдельным районам Донбасса особого статуса.
Следующая встреча "четверки" запланирована через четыре месяца в Берлине. За это время стороны попытаются найти выход из тупика.
Сергей Постоловский, политический эксперт:
- После встречи четверки и заявления Ангелы Меркель у Украины появилась возможность убедить Запад в необходимости изменения Минских соглашений в свою пользу. Чтобы они отвечали нынешним реалиям. Но на это вряд ли пойдет Россия. Тогда ситуация заходит в глухой угол, и мы возвращаемся к тому что было – перманентный, замороженный конфликт. Но и это дает возможность Украине настаивать на продлении и расширении санкций в отношении России. Все понимают, что военным путем Украине Россию не победить. США и Европа также не будут воевать за нас.
Олег Саакян, политолог:
- Путин не пойдет на изменение Минских соглашений. Это было видно из его категорических заявлений в Париже, которые абсолютно противоречили заявлениям Зеленского. В ближайшей перспективе ожидать разрешения спора о границе не стоит. Будут звучать определенные инициативы по решению важных, но не ключевых вопросов – обмен пленными, разведение войск и прочее. Но кардинальных подвижек к миру ожидать не стоит из-за трех важных факторов. Россия не желает отказываться от своих планов на Украину. Запад все меньше хочет наказания для Москвы за ее агрессию. И третье - слабость украинской позиции в переговорном процессе. Пока эти факторы будут действовать, мира на Донбассе не будет.